Проблема гастарбайтеров: марксистский анализ


КомиксВ последние десятилетия нормой жизни в нашей стране стала трудовая иммиграция. В Россию едет большое количество граждан стран СНГ (особенно Украины, Азербайджана, республик Средней Азии). Здесь они желают найти способ заработать на жизнь, так как после реставрации капитализма в их странах положение основной массы населения стало очень тяжелым по причине «рыночного» развала экономики.

Миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно росла на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться.

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. Но в реальности этот показатель отражает лишь небольшую часть действительного процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики.
На проблеме иммиграции пытаются нажить политический капитал различные демагоги. Националистические организации (ДПНИ, Славянский Союз и др.) утверждают, что иммиграция создает проблемы для коренных жителей и ее пресечение якобы радикально улучшит социально-экономическое положение коренных жителей (а именно – русских, националисты считают русских «титульной» нацией и ностальгируют по «давним» временам России – тюрьмы народов).

Понятно, что подобное стравливание трудящихся по национальному признаку выгодно истинным виновникам бедствий трудового народа – классу паразитов-буржуев, собственников средств производства. Политическая неграмотность трудящихся приводит к тому, что их социальное недовольство выплескивается в поддержку националистических демагогов и в различные погромные выходки, вроде столкновений в Кондопоге в 2006 г.

Хотя на самом деле трудовая иммиграция – нормальное явление при капитализме. Капитал всеми силами стремиться сократить издержки производства, в том числе заработную плату работников. Поэтому он заинтересован в существовании трудящихся-мигрантов, готовых работать за ничтожную зарплату, на какую никогда не согласится коренной житель. Дело в том, что иммиграция в том виде, в котором она существует при капитализме – это форма достаточно безопасной эксплуатации отсталых народов. Т. н. гастарбайтеры – это пролетарские элементы, которые вырваны из контекста классовой борьбы, во многом разобщены, забиты, унижены, по сути, не имеют никаких трудовых и гражданских прав. Капиталист пользуется законом неравномерного развития капитализма, обеспечивая себе армию рабов по всему миру. И, более того, буржуазия еще и разыгрывает на мигрантах свою политическую карту, объявляя их устами националистов всех мастей врагами несущими смуту.

Вообще проблема трудовых мигрантов, в том удручающем виде как сейчас, появилась вместе с другими обычными для капитализма «родимыми пятнами»: детской беспризорностью, наркоманией, новыми видами организованной преступности и другими социальными язвами – после уничтожения социализма в СССР. И совсем не случайно то, что еще задолго до реставрации буржуазного строя в России выходцы из бывших колоний стали массово приезжать в качестве рабочей силы в империалистические страны. Особенно сильное развитие это явление получило тогда, когда после Второй мировой войны экономика западных стран нуждалась в рабочих руках, которые можно было получить только из стран Третьего мира.

На Западе уже много лет трудовая миграция тоже используется буржуазией для попыток стравливания трудящихся. Особенно опасной националистическая демагогия стала с 1980-90-х гг., в условиях распада и деградации коммунистического движения, пораженного вирусом реформизма (т.н. «еврокоммунизма»). В результате националистические лжецы пытаются занять нишу «антисистемной силы», якобы выступающей «за народ», против праволиберальной политики основных партий. Так, несколько лет назад значительных успехов добился Французский национальный Фронт во главе с господином Ле Пеном, который однажды даже вышел во второй тур президентских выборов. Проблемы Франции, страны, где происходит уничтожение социальных завоеваний предыдущих десятилетий (так как «капитализм с человеческим лицом» после распада СССР больше не нужен местным буржуям), господин Ле Пен предложил решить за счет полунищих жителей городских окраин «некоренной» национальности (арабов и африканцев). Выгнать их – и тогда согласно лживым заверениям господ из НФ социальная система Франции сохранится. Надо сказать, что демагогия имела и имеет успех. Причем симптоматично, что наибольших успехов лепеновские лакеи буржуазии добились в бывшем «красном поясе», т.е. в тех районах, где когда-то большое влияние имела Французская коммунистическая партия, давно предавшая марксизм и скатившаяся на обочину политической жизни. И следует четко понимать, что праволиберальные реформисты и националистические демагоги – это все «политические» агенты буржуазии, разные течения одного эксплуататорского класса. Не более чем разные фланги одной политической силы.

За счет гастарбайтеров буржуазные господа всегда пытаются снять социальное напряжение и недовольство коренных трудящихся существующими порядками. Ведь миграция, наличие неравноправных категорий среди трудового народа усиливает конкуренцию между работниками, затрудняет их объединение для совместной борьбы. Политически наивных людей, не видящих дальше своего носа, становится достаточно легко убедить в том, что от приезжих, сбивающих цену рабочей силы, все беды. Потому и собирают дивиденды националистические прислужники правящего класса. В результате, вместо совместной борьбы против общего врага – капиталиста-эксплуататора трудящиеся разных национальностей яро нападают друг на друга, обвиняя во всех грехах. Это тоже стабилизирует капиталистическую систему, позволяя удержаться современному положению, порождающему такую трудовую миграцию.
Точно такие же националистические демагоги уже давно поднимают голову и в России. Коммунисты должны противопоставить им научный марксистский анализ проблемы трудовой миграции, неизбежно приводящий всякого добросовестного человека к интернационалистическим выводам, освобождающий сознание от хлама шовинистической лжи.

Следствием господства частной собственности является неравенство не только между отдельными людьми, но и огромный разрыв в уровне развития различных стран и народов. Уже более ста лет мировой капитализм делит все страны на империалистический центр и отсталую эксплуатируемую периферию. В результате неэквивалентного обмена и прочих форм фактического грабежа правительства империалистических стран и транснациональные корпорации Западной Европы и Северной Америки паразитируют на «развивающихся странах» Третьего мира. Поэтому огромный разрыв в уровне жизни не только не уменьшается, но и продолжает возрастать. Один и тот же труд ценится в разных регионах абсолютно по-разному. Как известно, значительная часть суперсовременной техники производится в Китае, Индонезии, Таиланде и других странах с весьма низкой ценой рабочей силы, где работники, зачастую работают на грани физического выживания, подобно европейским пролетариям 18-19 вв. Однако, именно на их полурабском труде и держится то самое «информационное», «постиндустриальное» общество, мнимым отсутствием в котором классовой борьбы так восхищаются различные идеологи и научные лакеи буржуазии. На деле «травоядные» отношения рабочих и капиталистов где-нибудь в Швейцарии были бы невозможны без скотских условий жизни трудящихся «развивающихся» стран. Таков мир империализма. Еще В.И. Ленин открыл закон неравномерного развития капитализма, и, если бы классиков марксизма, Ленина и Сталина, детально и блистательно разработавших национальный вопрос, хоть чуть-чуть бы изучали современные поборники идей «понаехали тут», шовинистическая истерия не грозила бы так, как она сейчас грозит нашему обществу.

Неравномерность развития, служащая залогом проблемы трудовой миграции, порождается существующей общественной системой, а вовсе не неким «неумением хорошо работать», как любят это представлять верхогляды и болтуны. На примере современного капиталистического Китая очень хорошо видно, что дело не в трудолюбии, а в том, какое место занимает страна в империалистическом разделении труда. Таким образом, существующая общественная система толкает людей на то, чтобы искать работу в более богатых странах, где можно продать свой труд за более высокую цену. Так как даже бесправное существование в качестве нелегала в России оказывается более сносным, чем жизнь на родине без работы в абсолютной нищете (не следует забывать, что в ряде стран СНГ буржуазные режимы уничтожили буквально всю промышленность). Абсолютно в таком же положении, что и «инородцы», оказываются и жители депрессивных регионов России, также вынужденные покидать свои дома и эксплуатируемые «коренными» буржуями в «благополучных» регионах не менее бесстыдно, несмотря на «общность» национальности и гражданства.

Проблема трудовой миграции порождена отнюдь не гастарбайтерами. Совсем наоборот: она создана буржуазной системой, так как она просто не может существовать иначе как в условиях бедности большей части трудящихся и за счёт этой самой бедности.  Трудовая миграция позволяет капиталистам значительно снизить издержки производства, выплачивая мигрантам значительно более низкую зарплату, чем «коренным» работникам. В этом весь «буржуазный патриотизм», являющийся на деле лишь любовью к денежным знакам любого происхождения.

Национализм коренной нации и национализмы, имеющее место в среде приезжих прекрасно дополняют друг друга и являются подельниками в подлом деле одурманивания трудящихся. Конкуренция на рынке труда усугубляется культурными и бытовыми различиями, на чем играют различные демагоги. Борьба местечковых политиканов за прибыли своих хозяев прикрывается высокопарной ложью о «национальных традициях» и «сохранении национальной культуры». «Поставить на место чужаков» – этот лозунг очень хорошо вписывается в сферу коренных интересов капиталистов, желающих сохранить низкую цену рабочей силы у приезжих. Причем связь тут иногда бывает самая прямая. Известный фашист, бывший лидер Движения против нелегальной иммиграции Поткин (Белов) по совместительству является акционером одной из строительных компаний, использующих труд гастарбайтеров. «Политическая борьба» для таких людей – один из способов поправить свой бизнес, подкупая наивных граждан различными красивыми сказками про «русскую нацию». Именно русский национализм как наиболее распространенный является сегодня главным врагом всех трудящихся и коммунистов как их наиболее передовой, сознательной и организованной части. Неустанное разоблачение его лживого характера – одна из основных задач. Хотя конечно в мерзости не уступают ему и национализмы приезжих, пропагандируемые эксплуататорскими элементами среди диаспор. «Некоренные» буржуи тоже стремятся удержать свою власть над соплеменниками, которых они обманывают и эксплуатируют.

Во многих случаях подпевают буржуазным господам и различные «левые» деятели. Так, «национальной культурой» и «ограничением миграции» весьма озабочена псевдокоммунистическая КПРФ, отстаивающая идею некоего «русского» социализма. Это закономерно – отбросив марксизм-ленинизм и вписавшись в буржуазную систему, эта партия неизбежно переняла и все элементы буржуазной идеологии, которые интерпретируются зюгановцами с позиций лжекоммунизма («коммунистической» риторикой прикрывается популизм и стремление понравиться всем, чтоб получить нужное количество голосов на выборах). Подобно своим французским коллегам, российские оппортунисты служат делу укрепления буржуазного строя.

Российским трудящимся нельзя поддаваться на буржуазную демагогию. Всякие уступки национализму означают дальнейшее закабаление «коренных» работников и усиление эксплуатации. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИСТЫ руководствующиеся научной марксистко-ленинской теорией считают, что необходимо использовать опыт заграничного рабочего класса по отстаиванию интересов мигрантов, добиваться равной оплаты за равный труд, прекращения дискриминации, легализации «нелегалов». Именно так можно остановить падение цены рабочей силы у трудящихся всех национальностей. Например, Коммунистическая партия Греции (КПГ) в течение долгого времени проводит работы по организации борьбы за равноправие всех  трудящихся, по созданию профсоюзов среди мигрантов. И это дает результаты, местные буржуи оказываются значительно ограничены в возможностях межнационального стравливания трудового народа и разобщения его при помощи конкуренции на рынке труда. У всех трудящихся независимо от национальности, расы, религии и гражданства общие интересы – вот эту истину рабочему классу России необходимо усвоить.

Полностью же базу для национализма уничтожает социалистическое переустройство всего общества. С прекращением эксплуатации человека человеком становится ненужной и конкуренция между работниками, ведь социализм способен обеспечить работой всех, он не заинтересован в существовании «резервной армии труда» в лице безработных и неполноправных работников, в лице мигрантов.
Но пропадет ли с уничтожением эксплуатации и трудовая миграция? Коммунисты не понимают под самой трудовой миграцией нечто само по себе плохое. Неравномерность развития не устранится сама собой, а значит, ее придется активно устранять. Разница между буржуазными и мелкобуржуазными идеологами и коммунистами в том, что последние понимают под нацией исторически переходящую общность людей, а первые абсолютную историко-культурную идентификацию. При полном коммунизме стираются различия наций. Отсюда вытекает разница национального подхода, для буржуа и его идеологов между нациями вечно будет существовать конкуренция и подавление слабой нации сильной, а коммунисты научно установили и практически доказали, что после уничтожения эксплуатации сильная нация помогает культурному и материальному росту слабой нации. Содружество наций, на основе добровольности и демократизма, на основе помощи, культурного и материального «подтягивания» более сильными более слабых – это первый этап на пути сближения наций и стирания разницы между ними. Это, конечно, сопряжено с «трудовой миграцией» при социализме, вернее с тем, что внешне похоже на трудовую миграцию. На деле же, это нормальное явление, когда лучшие кадры получают работу по своим силам, вне зависимости от своей национальной принадлежности, или, когда добротные кадры отправляются на помощь в национальные окраины для помощи. При социализме каждый трудящийся будет волен выбирать в какой точке социалистического Отечества ему хочется работать, и сознательность, высокая культура будет ему подсказывать, что нужно быть там, где он наиболее полезен. И национальные «границы» тут ни причем.

Коммунисты должны использовать существующее положение на пользу революционно- политическому просвещению масс. Бесправие трудовых мигрантов, их забитость и отсталость – это прекрасный показатель капиталистической эксплуатации и неравномерности развития капитализма. Эта та брешь, которая наглядно демонстрирует “цивилизованность” рыночных отношений и противоестественное индивидуалистическое стремление к конкурентной борьбе.
Коммунисты осуждают высокий уровень криминогенности в мигрантских общинах, но видят его причины. Коммунисты, вместо того чтобы ненавидеть и бороться с трудовыми мигрантами, призывают рабочий класс протянуть им руку солидарности в борьбе за общий социалистический дом.                                                                                                                                                                         Виталий Сарматов                                                                                                                                                             ИСТОЧНИК

Запись опубликована в рубрике Вопросы теории и практики марксизма, Национализм - враг трудящихся!. Добавьте в закладки постоянную ссылку.