Если это и есть университетский уровень профсоюзного мышления, то … бедные студенты


Открытое письмо Николая Казмина… в пространство

Из письма Казмина:

«НЕНАВИЖУ! я не знаю, к кому обращены эти мои слова — к моим коллегам-педагогам, к министру образования, к Путину, Господу Богу или просто крик отчаяния и гнева в пространство…, но я хочу поделиться этим.

Оговорюсь сразу: я не готов говорить за всю систему образования в целом, поэтому все, что тут будет сказано, опирается только на мой личный опыт в области театрального образования…».

Ответ на письмо Казмина

Если вспомнить выступления представителей художественной культуры на съезде, якобы, Народных депутатов СССР в 1989 году, то требование уничтожения КПСС, СССР, его систему образования и воспитания граждан звучало и в оголтелых воплях Евтушенко, Ульянова, Адамовича, Белова… Один Дога сидел, слушал, переводя взгляд с истеричествующих коллег и, было видно, что он ничего не понимает. Теперь, читая плаксивые строки Казмина, приходится констатировать: «За что боролись, на то и напоролись».

Постановка вопроса Казминым предельно наивна, совершенно не отвечает даже простому званию обладателя высшего образования, не говоря о том, что он педагог. Взрослый образованный человек, обучавшийся ещё в СССР, совершенно не видит в решении своей «бюрократической» проблемы действительной научной задачи, берётся рассуждать об общественных вопросах не желая привлечь даже элементарного общественно-исторического опыта по теме. Казмин выступает с детскими, устаревшими даже для профсоюзников предложениями.

Читая письмо Казмина, понимаешь, что автор совершенно незнаком с марксизмом-ленинизмом, поэтому делает в корне неправильные выводы о причинах сложившейся ситуации и способах ее преодоления. Вот его основные выводы:

«Сегодняшняя система образования усилиями чиновников приобрела какую-то совершенно извращенную форму. Когда получал образование я, главной целью любого учебного заведения, от детского садика до ВУЗа, было научить чему-то. А сегодня главным стало не это, а отчетность, причем, отчетность, которая в значительной степени не имеет вообще никакого отношения к реальной картине. И в создание чудовищного вала этой отчетности, во всю эту постыдную бюрократическую клоунаду вовлечен каждый педагог. Вовлечен насильственно, без малейшей возможности отвертеться».

«Бессмысленная работа унизительна. Осознание того, что я выполняю бессмысленную работу, заставляет меня ощутить себя рабом, бараном в стаде».

Казмин считает, что сегодняшняя образовательная система сильно забюрокрачена, в результате чего преподаватели вынуждены значительную часть своего времени посвящать подготовке различного рода отчетных документов. И стоит лишь отказаться от этой забюрокрачиваемости и сразу станет все на свои места и всем будет хорошо — и преподавателям (будут заниматься только своим делом и получать хорошую зарплату) и студентам (будут получать качественные знания).

В действительности причина не в этом. Причина на самом деле в капиталистическом строе в РФ. Обратимся к Марксу:

«В нематериальном производстве, даже если оно ведется исключительно для обмена, следовательно, производит товары, возможны два случая: … 2) производимый продукт неотделим от акта производства, как это имеет место у всех деятелей исполнительского искусства: чтецов, актеров, учителей, врачей, попов и т. д. Также и здесь капиталистический способ производства находит себе применение только в небольшом объеме, и по самой природе вещей он может здесь применяться только в некоторых сферах. Например, учителя могут быть в учебных заведениях простыми наемными работниками для предпринимателя, владельца учебного заведения;» («Экономическая рукопись 1861 — 1863 гг.», ПСС Маркса и Энгельса, т. 48, стр. 59 — 60).

Маркс говорит о том, что капиталистический способ производства начинает проникать и в сферу нематериального производства, в «сферу услуг» по сегодняшней терминологии, также происходит пролетаризация рядовых работников в этих сферах. И спустя 150 лет после этих слов, это проникновение стало очень сильным — особенно это заметно выражено в развитых капиталистических странах — в США, в странах Западной Европы, в менее развитых капиталистических странах (РФ, страны бывшего СССР) этот процесс немного отстает. Такие же процессы происходят и в других отраслях — например в здравоохранении.

Таким образом, в РФ мы имеем отчетливую тенденцию коммерциализации образования — превращения ВУЗов, школ, средних учебных заведений в капиталистические предприятия, главной целью которых является не образование населения, а получение максимальной прибыли при минимальных затратах.

Отсюда описываемые Казминым безобразия (подготовка различного рода отчетных документов) — это совершенно необходимые вещи для капиталистического предприятия сферы услуг (каким является ВУЗ) — т. к. вуз не производит материальную продукцию, которую можно считать в штуках, единицах, метрах, тоннах и т. п., а оказывает «образовательные услуги» и для правильного расценивания этих «образовательных услуг» и придумана масса отчетных документов.

И как настоящий пролетарий, незнакомый с марксизмом и не обладающий классовым сознанием, в качестве способов борьбы Казьмин предлагает только цеховую борьбу: «коллеги дружно сели переделывать со словами «тебя же уволят!» Ну и черт с ним, пусть. А что я предлагаю? А предлагаю я просто ВСЕМ отказаться это делать. Потому что всех уволить побоятся — это грандиозный скандал будет. Одного выгнать с работы легко, а весь коллектив — вони не оберешься…». Да, вонь, конечно, страшная сила, но на этот случай ОМОН имеет противогазы.

Таким образом, остается порекомендовать Казмину не жаловаться на происходящие естественные для капиталистического строя процессы в образовательной сфере — повернуть вспять эти процессы внутрикорпоративной и экономической борьбой он не сможет, а заняться основательным изучением марксизма-ленинизма, и тогда будет ясно, что бороться надо не со следствием, а с причиной — с капитализмом, бороться надо за политическую власть рабочего класса.

К сожалению, среди современного пролетариата очень много людей с такими же, как у Казмина взглядами — они видят причину всех бед в коррупции, бюрократии, чиновничестве, агентах влияния и т. д., но не видят главного — причина всех бед — капиталистические производственные отношения. Отсюда и понятно откуда находят себе сторонников различные Навальные, Гиркины, Жириновские, Порошенки и т. д. — причина нежелание пролетариев умственного и физического труда заниматься самообразованием.

Что представляет собой нынешняя система образования?

Образование сегодня имеет следующие сущностные особенности. Во-первых, это господство в порядке построения образовательных учреждений классового ценза — «элитное» образование для состоятельных и читать-писать-считать для широких народных масс. Правда, к этой стратификации требуется оговорка. Поскольку рынок — это вместилище, в том числе, ловких обманщиков, поэтому «элитные» школы и ВУЗы зачастую никаким особенным качеством работы педагогов и не отличаются, в них просто красивый ремонт и «мажорные» детишки. Научное качество педагогической деятельности коллектива преподавателей — недостижимый ориентир в таком товаре как образование. Этот «товар» слишком сложный для примитивных отношений купли-продажи. Ни один «продавец», то есть школа или ВУЗ, не будет повышать реальное качество кадровой работы, которое покупатель-непрофессионал и определить-то не сможет, если можно просто-напросто развесить красивые доски, планшеты и нанять вежливых и респектабельных учителей. Короче: максимум, что может дать «элитарность» — это педагоги с многочисленными бумажками-дипломами.

Во-вторых, и это следует из первого: снижение качества педагогического состава низкими зарплатами и конкурентной борьбой за премии и доплаты. Педагогический объект — это коллектив учеников. Направленно воспитать отельного индивида очень сложно, главный педагогический инструмент — это коллектив воспитанников. Именно через общественные отношения коллектива проводятся целеполагающие воспитательные мероприятия. Основным фактором воздействия коллектива является его тон, который в нём сформирован как стихийно, так и педагогическим субъектом. И здесь самое главное: настоящим продуктивным субъектом педагогической деятельности является не отдельный педагог, а коллектив педагогов. Тон такого коллектива, спайка педагогов и степень их единомыслия оказывают решающее воздействие на тон коллектива воспитанников, на его чувство примера. Сегодня же в школах и ВУЗах педагогический коллектив представляет собой жалкое зрелище, конкурирующих между собой за зарплату и должности некомпетентных индивидов. ясно, что в такой обстановке колоссально повышается роль внешкольного, вне институционального воздействия на учащихся, в частности семьи, «улицы», телевизора, интернета. Одна из основных классовых задач олигархии — прививание невежества и индивидуализма широким массам людей. Поэтому всякое культурное воздействие на человека, на 99% базируется на людоедством принципе человек человеку — волк. Олигархия предпочитает воспитывать пролетарскую молодёжь «через» растлевающую развлекаловку, возбуждение самых низменных инстинктов. И всё это подаётся в соответствии с теорией свободы выбора. Каждый молодой человек волен «самостоятельно выбрать», условно говоря, читать ему Гегеля или смотреть порнографию…

Стало быть, политика низких зарплат педагогическим кадрам является сознательным средством разрушения советской системы образования, не вписывающейся в классовые интересы олигархии, и средством утверждения культуры, соответствующей требованиям товара «рабочая сила». Короче говоря, это есть процесс дебилизации молодёжи и населения в целом.

В-третьих, главная задача системы образования, наряду с достижением минимального набора навыков и знаний (читать-писать), это прививание идеалистической методологии мышления. Если дать ей самую короткую характеристику — это плюрализм. Наука предполагает монизм, то есть требует строгого соответствия знания объективной действительности. А методология школы и ВУЗа — это сколько людей, столько и мнений. Иными словами, в сознание учащихся вносится мысль, что никаких объективных истин не существует, есть лишь разные субъективные взгляды, в равной степени достойные внимания и уважения.

На этих трёх столпах стоит современная система образования в России. В чём причина такого положения вещей? Дело в том, что в данном случае проявляется объективных закон соответствия качества процесса воспроизводства человека (куда как раз и входит образование) требованиям господствующей формы производственных отношений. Короче говоря, если при производстве и реализации товаров, услуг экономике в массе своей требуются исполнительные дебилы, то их и штампует школа и ВУЗы. Таким образом, капиталистические производственные отношения не только препятствуют развитию производительных сил, но и диктуют определённые узловые аспекты надстройки.

Конечно, наряду с новыми буржуазными кадрами в системе образования соседствуют осколки советской педагогической школы — совестливые работники старой закалки, которые словно штурманы уже давно затонувшего корабля продолжают совершенно бесполезно крутить штурвал и прокладывать курс, отчаянно глотая воду вместо воздуха. В противовес системе, также, нарождаются отдельные новые, молодые и жизненные кадры, микроскопические по своему значению энтузиасты.

Педагогические коллективы, вопреки всему, сохранившие добросовестность и товарищеские отношения внутри себя, с одной стороны, порождают иллюзии подобные тем, за которые цепляется Казмин, с другой стороны, могут нести и пользу не только своим ученикам, но и коммунистической пропаганде как пример возможности бесконкурентного взаимодействия в творческом коллективе.

Таким образом, на наш взгляд, проблематика отчётов педагогов является далёким следствием основных принципов построения образования в РФ, которые отражают объективные классовые требования буржуазии.

Дмитрий Иванов и Анатолий Редин                                                                                                                                                           ИСТОЧНИК

Реклама
Запись опубликована в рубрике Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.