Марксизм строит будущее! К 100-летию работы Ленина «О лозунге Соединенных Штатов Европы»


В статье «Исторические судьбы учения Карла Маркса» в 1913 году Ленин писал, что после появления марксизма каждая из великих эпох всемирной истории «приносила ему новые подтверждения и новые триумфы». В этих словах не только дань огромного уважения Ленина к теоретическому наследию К. Маркса и Ф. Энгельса, но его глубокая убежденность в правоте их учения. Коренные выводы, сделанные классиками марксизма, находят себе подтверждения и в наше время. Буржуазная пропаганда сегодня старается принизить значение марксистской теории утверждениями, что она, мол, была верна для своего времени, но теперь якобы «устарела». Однако при этом замалчивается, что все последующее развитие капитализма шло не в противоречии, а, наоборот, в полном соответствии с этой теорией. В частности, с ленинской теорией империализма. Именно потому, труды классиков марксизма-ленинизма не пылятся на полках архивариусов, а активно и широко используются в политической практике, причем не только коммунистической. Современные условия общественного развития, современная жизнь вообще не могут быть поняты иначе, как на основе марксистско-ленинской теории, единственно верно отражающей объективную действительность. Более того, марксизм дает возможность не только понять настоящее, но и предполагать дальнейшее развитие событий, т.е. видеть будущее. Это не гадания на кофейной гуще неких «ясновидцев», а абсолютно научное, точное предвидение на основе конкретных объективных факторов и условий. Именно поэтому имена классиков марксизма-ленинизма знают даже студенты платных вузов, а вот имена лауреатов нобелевской премии в области экономики знают лишь некоторые преподаватели.

Наглядным подтверждением непреходящей актуальности и дальновидности марксизма является статья Ленина «О лозунге Соединенных Штатов Европы», которая и через 100 лет после своего написания помогает понимать суть происходящих событий.

Марксизм раскрыл, что капитализм на смену местной и национальной замкнутости привел всестороннюю связь и всестороннюю зависимость, в равной степени как материальную, так и духовную, народов друг от друга. Плоды деятельности каждого народа становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными. Также марксизм объяснил, что капитализм не может превращать средства производства в мощные производительные силы, не превращая их в общественные средства производства, применяемые лишь совместно массой людей. То есть империализм сделал средства производства и многие средства потребления по существу общественным. Марксизм выявил те исторические тенденции, по которым идет вперед развитие человеческого общества, а именно, по пути объединения всех его усилий и возможностей. Это суть объективный закон собственно прогрессивного развития производительных сил общества.

Однако капитализм налагает на действие этого закона и реакционную составляющую. Из капитализма свободной конкуренции, он постепенно перерастает в монополистический, а потому и в империалистический капитализм, о чем Маркс предупреждал человечество уже в последних главах первого тома «Капитала». Именно обобществление труда, проявляющееся в росте крупного производства и всевозможных сообществ капиталистов, в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала, явилось тем важным обстоятельством, которое, обеспечивая концентрацию капитала и централизацию производства, способствовало и движению всего человеческого общества вперед.

Подобное движение происходит и в наше время. Благодаря усовершенствованиям техники, концентрации и централизации средств производства и обращения, обобществлению процесса труда, современное общество продолжает двигаться вперед по пути прогресса, продираясь через препятствия, создаваемые транснациональным монополистическим капиталом. Фактически, создаются материальные условия для объединения производительных сил, на что, в своё время, и обращал внимание Ленин, когда писал, что в развитых капиталистических странах очень трудно сделать политическую революцию, но очень легко построить социализм, поскольку господство крупного машинного производства все больше убеждает общественность в необходимости синхронизации, координации, кооперации производства и участия в управлении экономикой общественных, прежде всего, государственных организаций.

Однако, в условиях господства монополий, по мере развития производительных возможностей общества, экономическое и социальное развитие тормозится, краткосрочные моменты ускорения чередуются с длительные периодами застоя, а, периодически, общество самым варварским образом, с применением оружия массового уничтожения, отбрасывается назад. Причина — в нарастающем обострении противоречия между общественным характером современного производства и частнособственническим присвоением его результатов. Марксизм уже давно доказал, что современные производительные силы превосходят буржуазную форму их использования, что они стали непомерно велики и в достаточной степени интеллектуализированы, чтобы прозябать в рамках буржуазных отношений собственности, которые уже не могут управлять созданным ими финансовым и производственным видами капиталистических богатств. И этот конфликт между производительными силами и производственными отношениями, несмотря на попытки буржуазной науки отрицать это, существует в действительности, объективно, независимо от воли монополистов.

Драма в том, что средства производства и само производство, которые монополисты сделали общественными, продолжают подчиняться той форме присвоения, которая своей предпосылкой имеет частное производство отдельных производителей, когда узкий круг лиц является безраздельными владельцами продукта и выносят его на рынок, руководствуясь субъективными интересами. То есть способ производства подчиняется такой форме присвоения, предпосылки которой он объективно уничтожает. В этом противоречии содержатся многие важные и драматичные коллизии современности. И чем более развивается монополизм, тем резче выступает несовместимость общественного производства с капиталистической формой присвоением, тем острее несовместимость плановой организации производства внутри предприятий с существованием рядом с ней и над ней волюнтаризма и анархии производства на мировом рынке.

Вся история капитализма, промышленности и торговли представляет собой историю возмущений современных производительных сил против имеющихся производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Это противоречие с неудержимой силой прорывается наружу в экономических кризисах, которые в наше время следуют одной бесконечной сплошной чередой. В кризисах экономическая коллизия достигает своей высшей точки: способ производства восстает против способа обмена. Марксизм поясняет, что при капитализме средства производства не могут вступать в действие иначе, как превратившись сначала в капитал, в средство эксплуатации человеческой рабочей силы. Если этого не происходит, то они остаются без употребления, а вместе с ними вынуждена бездействовать и армия рабочих. Здесь проявляется главный абсурд капитализма, когда в его распоряжении имеются в изобилии средства производства, рабочие, жизненные средства, т.е. все элементы производства и общего благосостояния, а экономика останавливается. Более того, именно изобилие становится причиной остановки. То есть весь механизм капиталистического способа производства отказывается служить капиталу под тяжестью им же самим созданных богатств. «Изобилие становится источником нужды и лишений» (Фурье), потому что именно «непроданность» значительных масс продуктов препятствует кругообороту капитала, превращению средств производства и жизненных средств опять в капитал. Наступает чреда невозврата кредитов и банкротств.

Говоря словами Энгельса:

«Как призрак, стоит между рабочими, с одной стороны, и средствами производства и жизненными средствами, с другой, необходимость превращения этих средств в капитал. Она одна препятствует соединению вещественных и личных рычагов производства; она одна мешает средствам производства действовать, а рабочим трудиться и жить» (Ф.Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке»).

Другой абсурд капитализма в том, что преодоление кризиса происходит, прежде всего, путем искусственного, по сути варварского, уничтожения целой массы производительных сил, т.е. остановки заводов и уничтожения залежалых товаров. Кризисы прямо изобличают капитализм в его неспособности к дальнейшему управлению современными производительными силами, которые с возрастающей мощью стремятся к разрешению существующего конфликта, к освобождению себя от всего того, что свойственно им в качестве капитала. Тем самым они дискредитируют капиталистическое общество и буржуазные отношения собственности. Как видим, неизбежность наступления социализма не выдумана марксизмом, а предопределяется всецело и исключительно экономическим законом движения современного общества. Марксизм лишь установил это с научной точностью.

Естественно, что капитализм, стремящийся сохранить свое господство, но не имеющий для того каких-то сущностных возможностей, старается приспосабливаться к происходящим в производстве и обществе изменениям, подгонять имеющиеся условия под такие изменения, а точнее, под требования прогресса. Таким образом, пытается сгладить присущие капитализму противоречия, уменьшить их разрушительное воздействие на капиталистическое производство и общество. Следствием именно такого приспосабливания стало появление, сначала идеи панъевропеизма, а затем и лозунга, призывающего к созданию Соединенных Штатов Европы или по-современному — Европейского Союза (ЕС). Посредством ЕС, ему подобных соединений и государственно-монополистических отношений капитализм пытается приспособиться к новейшим нуждам развития производительных сил и конкуренции, прежде всего, с США. Здесь он нашел такое суррогатное решение вопроса, которое, соответствуя требованиям прогресса, оставляет нетронутыми основы капитализма — капиталистическую собственность на средства производства, и укладывается в капиталистические производственные отношения. Опять же это не выдумка марксизма, а отражение той объективной действительности, которую он выявил и объяснил. Марксизм научно показал, что интеграция капиталистов не есть некое чрезвычайное явление, но коренится в самой природе капитализма, объективно обусловлена его природой. Фактически развитие мировой рыночной экономики сегодня невозможно иначе, чем через объединения. Дело в том, что для развития современных производительных сил объективно необходимо, централизованное управление производительными силами, рациональное планирование хозяйствования. Однако капиталистическая частная собственность на средства производства, захват монополиями решающих экономических ресурсов, использование их в целях извлечения прибыли, ограничивают уровень обобществления, подчиняют развитие производительным сил своекорыстным интересам отдельных капиталистов. Тем не менее, капитализм не может не считаться с ростом уровня обобществления производства. Словами Энгельса:

«Это противодействие мощно возрастающих производительных сил их капиталистическому характеру, эта возрастающая необходимость признания их общественной природы принуждает класс самих капиталистов все чаще и чаще обращаться с ними, насколько это вообще возможно при капиталистических отношениях, как с общественными производительными силами» (Ф.Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке»).

Непосредственным следствием подчинения капитализма требованиям прогресса явилась капиталистическая интеграция, суть которой при капитализме определил Ленин:

 

«Соединенные Штаты Европы [как объединение капиталистов — В.Н.], при капитализме, равняются соглашению о дележе колоний. Но при капитализме невозможна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы. Миллиардер не может делить «национальный доход» капиталистической страны с кем-либо другим иначе, как в пропорции «по капиталу» (и притом еще с добавкой, чтобы крупнейший капитал получил больше, чем ему следует). Капитализм есть частная собственность на средства производства и анархия производства. Проповедовать «справедливый» раздел дохода на такой базе есть прудонизм, тупоумие мещанина и филистера. Нельзя делить иначе, как «по силе».

Заменим здесь Соединенные Штаты Европы на Европейский Союз и получим вразумительное объяснение событий происходящих сегодня. Если конкретнее, то концентрация капитала и производства привела к тому, что на смену процессу простого образования и увеличения монополистических союзов, путем партнерства, всевозможных соглашений, поглощений и слияний, развернулся процесс мировой империалистической интеграции или — глобализация. Нынешние крупнейшие империалистические монополии не просто вышли за рамки своих государств и достигли глобальных размеров, но, преобразуясь во всемирных экономических монстров, они все более отчуждаются от национальных рамок, превращаются в обособленные самодеятельные глобально-интернациональные экономические империи и нацеливаются на подчинение себе всего мира. Понятно, что подобным супергигантам уже практически никто не способен составить даже какое-либо жалкое подобие конкуренции. Им не могут противостоять не только немонополистические предприятия отдельных стран и даже целые монополистические компании в них, а и сами государства. Уже сейчас в сферу их контроля, а во многом и активного управления, включены производственные, финансовые, торговые, транспортные, коммуникационные и иные предприятия, размещенные в разных странах, чем создается единый глобальный производственный комплекс. Создается и единый глобальный рынок, для которого утратили смысл всякие границы отдельных государств. Таким образом, современные глобальные империалистические монополии уже не столько делят мир, сколько напрямую подчиняют его своему господству. Горстка хозяев мира уменьшается, но власть их неизмеримо возрастает и господство олигархии достигает предельных уровней. Для них весь мир становится одной огромной колонией, а люди в ней мировой резервацией рабов.

«Так организовано, в эпоху наивысшего развития капитализма, ограбление горсткой великих держав около миллиарда [уже миллиардов — В.Н.] населения земли. И при капитализме иная организация невозможна».

Таким образом, в условиях империализма интеграция обращается в фактическую неоколонизацию. Прогрессивная историческая тенденция сближения и объединения народов при господстве капитализма, капиталистической частной собственности, ведет к экономическому и политическому подчинению, по сути, закабалению, одних стран другими. Один из наглядных примеров — нынешние события на Украине. Разоблачение того, как это делается на практике, также находим у Ленина:

«Англия, Франция и Германия поместили за границей не менее 70 миллиардов рублей капитала. Чтобы получать «законный» доходец с этой приятной суммы, — доходец свыше трех миллиардов рублей ежегодно — служат национальные комитеты миллионеров, называемые правительствами, снабженные войском и военным флотом, «помещающие» в колониях и полуколониях сынков и братцев «господина миллиарда» в качестве вице-королей, консулов, послов, чиновников всяческого рода, попов и прочих пиявок».

Взглянем на сегодняшнюю Украину, и всякие вопросы о степени актуальности ленинской работы отпадают. Сейчас государственный и гарантированный внешний долг Украины составляет 42,9 млрд. дол. Или 57,6% номинального ВВП по итогам 2014г. И так не только по Украине. Внешний долг Польши сегодня составляет 71% ее ВВП, Грузии — 96%, Латвии — 131%, Румынии — 71%, Венгрии — 130% и т.д. Вот тот «законный» доходец, о котором говорил Ленин. А чтобы «законно» изымать этот «доходец», в правители порабощаемым народам проводятся всякого рода продажные проходимцы. Для этой цели даже специально были придуманы так называемые «цветные революции». Опять же взглянем на Украину с ее майданами, приведшими к власти «комитеты миллионеров, называемые правительствами» и пиявочную «элиту» откровенно прозападного послушания.

Здесь необходимо подчеркнуть, что экономической основой приведенного хода развития стало перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм (ГМК), когда гигантская сила капитализма соединилась с гигантской силой государства в один механизм. Что существенно усилило современную финансовую олигархию и ее империалистическую устремленность. В то же время посредством государственно-монополистических отношений капитализм сумел приспособиться к новейшим нуждам развития производительных сил. В ГМК он нашел такое суррогатное решение вопроса, которое, соответствуя требованиям прогресса, оставляет нетронутыми основы капитализма — капиталистическую собственность на средства производства и укладывается в капиталистические производственные отношения. В наше время государственно-монополистические процессы стали органической формой производственных отношений империализма и без них, без самого широкого и систематического участия государства в хозяйственных процессах, вне совместного хозяйничанья монополий и государства процесс капиталистического воспроизводства вообще невозможен. Вместе с тем, соединение силы капитала с силой государства ставит десятки миллионов людей в одну организацию, чем обеспечивает максимально эффективную их эксплуатацию. Таким образом, в ГМК доводятся до крайности, до высшей точки, капиталистические отношения. Здесь развитие капитализма вышло за обычные рамки, поставив на очередь дня регулирование производства и распределения в общегосударственном масштабе. Оно сделало очевидным противоестественность положения, при котором производство, обслуживаемое огромной массой людей, остается частной собственностью кучки миллиардеров. Необходимость замены капиталистических отношений социалистическими становится все более настоятельной. К тому же, значительная масса механизмов общественного управления производством в интересах всего общества, здесь уже готовы.

Всецело стоящий на почве теории марксизма Ленин, в конце статьи пророчески предопределил, что

«Соединенные Штаты мира (а не Европы) являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом…».

Прошло немного времени, и победа социалистической революции в России блестяще это подтвердила созданием объединения наций в СССР, который в кратчайшее время вырвал отсталые народы российской империи из темноты, невежества, нищеты и поднял их до уровня современной цивилизации. Через несколько десятилетий социалистическое объединение наций было осуществлено и в международном масштабе учреждением Совета Экономической Взаимопомощи — СЭВ. В противоположность Евросоюзу, задачей которого ставится не столько обеспечение равноправного и равноценного экономического развития стран его составляющих, сколько их совместное сопротивление наступающим империалистическим конкурентам США, Японии, Китая, а также России, и сглаживание противоречий капитализма, СЭВ содействовал объединению и координации сотрудничества в развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. В результате хозяйственный потенциал этих стран за годы существования Совета вырос в несколько раз, а их доля в мировом производстве подходила к 50%. К примеру, Украина из глухой имперской окраины была выведена до уровня передовых держав Европы и мира. Обратим внимание, что с реставрацией капитализма производство во всех этих странах было разрушено, и все они скатились к уровню подмастерьев, сырьевых придатков и поставщиков дешевейшей рабочей силы для развитых государств. То есть вместо ожидаемого значительного всестороннего роста жизненного уровня доверчивых граждан, произошел его значительный спад.

Особо подчеркнем, что возвращение в отсталость явилось не следствием чьего-то неумелого хозяйствования, а стало результатом, во-первых, самого перехода на рыночные отношения, и во-вторых, прямого экономического разбоя империалистических государств. Ведь разрушение внутреннего производства и рынка создает условия для внедрения внешнего имперского капитализма, а значит, для роста прибылей некоронованных императоров — олигархов. Потому разрушение экономик колонизируемых стран является необходимым условием их закабаления. Для примера, на Украине только за первое полугодие этого года спад в промышленности составил 20,5%, в сельском хозяйстве — 9,3%, снижение экспорта — 35,4%, объем строительства обвалился на 28,3%, грузоперевозки упали на 21%.

Не случайно и в ЕС стремительно нарастают сепаратистские настроения. Разуверившись в возможностях капиталистического единства, увидев в нем имперские и колонизаторские устремления нескольких наиболее развитых стран, европейские народы задумались о возврате к национальным квартирам, о расползании по индивидуальным норам. На Украине дело дошло до того, что за самостоятельность начали бороться отдельные регионы, области и даже города, которые под видом некой децентрализации требуют едва ли не полной автономии. И это наперекор всем соображениям разума, тенденциям и требованиям прогресса. Можно ли после этого усомниться в актуальности и справедливости ленинских выводов, в возможностях марксистского научного предвидения.

В соответствие с марксистским анализом, закабаление и систематическое ограбление народов других стран, особенно отсталых стран, превращение их в зависимые страны составляет одно из главных проявлений действия основного экономического закона капитализма, а именно, борьбы за получения максимальных прибылей. Именно эта необходимость толкает капитализм на такие рискованные шаги, как колонизация других стран, превращение их в зависимые страны, организация всяческих войн, являющихся для воротил капитала лучшим «бизнесом» по извлечению максимальных прибылей, попытки завоевания мирового экономического господства. В ходе своего развития мировой рынок породил тенденцию к хозяйственному сближению отдельных стран, к уничтожению национальной замкнутости и последовательному объединению народов и громадных территорий в одно целое. Что, собственно, и является осуществлением общего хода прогрессивного развития человечества, ведущего к всеобщей ассоциации землян. Однако в условиях монополизма это объединение происходит не путем естественно-разумного добровольного соединения отдельных производств и экономик стран в целом, а путем закабаления одних стран другими, т.е., фактически, путем возрождения колониальных империй, основанных на беспощадном угнетении и эксплуатации покоренных стран. Так было и до эпохи капитализма, но цинизм капитализма состоит в том, что в период буржуазных революций был провозглашен лозунг «Свобода, равенство, братство». Однако, в реальности, сегодня к «старым» целям феодальной колониальной политики прибавляются новые — борьба за источники сырья, за вывоз капитала, за сферы влияния, за хозяйственные и военно-стратегические территории, за вывоз и эксплуатацию трудовых ресурсов. Причем, если на начальной стадии капитализма, рабы вывозились из Африки насильно, то теперь рабы сами, толпами бегут в Соединенные Штаты Европы, сами тонут, умирают от болезней, и у них не будет, в будущем, повода обижаться на работорговцев, отнявших у них Родину и предъявлять правительству СШЕ счет, как это имеет место сегодня в США. Нынешнее поколение наёмных рабов само прибыло на европейские плантации и фазенды.

Изменились и приёмы колонизации. Если в прежние века колонизаторы покоряли другие народы вооруженной силой, то в наше время — силой экономики. Например, вывозом капитала, который сейчас стал не только способом прибыльного вложения «избыточного» капитала, но одним из основных орудий всестороннего закабаления и разграбления отсталых стран, орудием финансового удушения экономик гигантского большинства населения. Именно вывоз капитала является одной из решающих основ современной системы мирового империалистического гнета, при которой немногие богатые страны эксплуатируют большую часть мира. Для этой цели ими созданы МВФ, ЕЦБ, МБ, МБРР, всевозможные инвестиционные банки, страховые кампании, всяческие фонды и т.д. и т.п. Эти структуры из скромных посредников в прошлом сегодня превратились во всесильных монополистов денежного рынка, способных диктовать свою волю всему миру. Они же стали практическим орудием осуществления империалистической и неоколониалистской политики, финансовой удавкой для всего мира. Фактически современный мир сейчас поделен на горстку государств-ростовщиков, по сути новых колонизаторов, и огромное большинство государств-должников, как колонизированных народов. Буржуазная пропаганда изображает деятельность МВФ и ему подобных организаций как «помощь» и «благодеяние», якобы оказываемые развитыми странами отсталым народам. Но на самом деле они, конечно же, ускоряя развитие отсталых стран, главным образом, приводят к всестороннему закабалению и разграблению этих стран чужеземными капиталистами.

Как видим, 100 лет назад Ленин не просто объяснил марксистскую позицию относительно объединения народов для того времени, но и предвосхитил происходящее сегодня. Что стало возможным благодаря марксистской теории, которая, раскрывая законы движения общества, не только разъясняет имеющуюся действительность, но предвидит и возвещает главные направления грядущих изменений. Тем самым, вооружает передовые силы общества для новых свершений во имя социального прогресса.

Марксизм не слепое гадание, а абсолютно точная наука, и в одержанных победах, и в предсказанных поражениях, подтверждающая адекватность своей методологии. Руководствуясь законами диалектико-материалистической методологии и, на этой основе, делая коренные, принципиальные выводы, марксизм смотрит в будущее.                                                Только марксист способен видеть будущее и, в отличие от гадалок и буржуазных политических деятелей, объяснять, как он это делает!                                                                                                      Марксистом является не тот, кто в кармане носит партийный билет члена марксистской (по названию) партии, а тот, кто своё научное предвидение использует в практике, прежде всего, рабочего движения.

Владимир Новак                                                                                                                                          ИСТОЧНИК

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вопросы теории и практики марксизма, История, Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.