Пара тезисов о сущности сознания и стремлении к бессмертию


С того момента, как человек осознал самого себя, свою природу и сущность, когда рефлексия коснулась его самого, с того момента он осознал конечность своего существования. Он понял, что все формы, которые окружают его, непостоянные и невечные, все они имеют своё начало и свой конец, свою историю и путь в этом мире.Но неизвестность пугала человека, и тогда родился главный страх в его жизни – страх смерти. Он пытался найти множество утешительных объяснений для себя самого, дурманил свой разум по своему собственному желанию, придумывал обряды, религии, всевозможные объяснения и сладкие грёзы о рае, загробной жизни или перерождении.

Человек подмечал не только формы вокруг себя, но и долгим опытным путём выводил общие законы этого мира, стихийно понимал диалектику, движение сущностей, их превращение и взаимодействие.

Он уже тогда знал, что ничего не приходит из ниоткуда и не уходит в никуда, что всё в мире взаимосвязано, даже мы – люди. Но это понимание качественных форм было ещё на очень примитивном уровне (метафизическом и механистическом), где сознание человека воспринималось точно также, как одна из форм нашего существования, дуалистичность нашей сущности, которая подчиняется всё тем же общим законам движения и превращения.

Конечно, их понятия в то время не были похожи на мои слова, и они не могли в полной мере осознать истоки своих заблуждений, но стихийно они применяли свой опыт и пытались описать и понять, куда уходит наше сознание после смерти носителя (тела), ведь оно не может просто исчезнуть. Отсюда произрастают корни многих предрассудков. Ведь так легко окунуться в отрицание самого себя и жизни вокруг, в фатализм и бессмысленность существования, если на минуту представить, что вся наша жизнь, этот краткий миг, вспышка в затерянном уголке вселенной, всего лишь бессмысленная и жестокая шутка природы, давшая нам чудо абстрактного мышления. Поэтому не стоит винить людей, так отчаянно ищущих выход из ловушки собственного страха.

Но вернёмся к теме. С развитием науки и знаний человека о самом себе, познание развития нашего разума и его истоков, всё это дало людям новую почву для размышлений о самом себе. Была изучена биология работы мозга, сформулированы законы функционирования абстрактного мышления и всё это привело к тому, что человек волей-неволей, но пришёл к закономерному выводу, что наше сознание – это и есть мы сами: наша личность, наши мысли, единичный человек, существующий только как часть всеобщего сознания. Бессмертная и бесплотная душа сжалась до границ нашего разума, обрела своей основой биологию мозга и приняла абстрактные, идеальные, но строго формализованные формы взаимодействия с самим собой.

Но человек остался человеком, он всё также стремился к разрешению своего главного жизненного противоречия – ограниченности собственного существования. Страх смерти не ушёл, он обрёл новые формы, нашёл искупление в новых формах религии.

В последнее время стало появляться всё больше идей в обществе о том, как преодолеть эту ограниченность жизни, как продолжить своё существование даже после того, как наше тело одряхлеет. Но так как сущность человека была сжата до границ нашего разума, то главной мечтой стало – перенести наше сознание в новое тело или преобразовать его в новые формы, перевести в цифровой вид и тем самым продолжить жизнедеятельность конкретного индивида. В последнее время эта тема стала настолько популярна, особенно на волне подъёма науки, что массово захватила умы людей. Было написано множество книг, как художественных, так и вполне околонаучных, снято множество фантастических и околодокументальных фильмов. Можно смело заявить, что на данный момент эта идея стала главенствующей в борьбе за бессмертие.

Но, к сожалению, наука всё ещё не избавилась от устаревших и давно прогнивших пережитков своего собственного прошлого, она до сих пор поражена идеализмом, метафизикой, механицизмом, биологизмом и прочими «прекрасными» опухолями на теле человечества. Наука далеко продвинулась вперёд, но всё ещё купается в луже собственного невежества и философской импотенции.

Большинство «учёных» до сих пор воспринимают наше сознание не как нечто исторически-общественное, а как механическую совокупность работы нейронов нашего мозга. Они больны биологизмом и отчаянно ищут ответы на все свои вопросы в изучении физики процессов, происходящих в нейронах мозга, полностью отказывая самому себе в мыслительных процессах и познаниях категории качества. Они не способны понять, что сознание имеет иной качественный уровень, чем физика процессов, и что в движении импульсов в нейронах мозга невозможно что-либо увидеть или понять. Как невозможно понять, изучая физику движения электричества в транзисторах центрального процессора, что там сейчас идёт игра в шахматы и откуда она взялась.

Полная философская неграмотность толкает людей на глупые и необоснованные выводы, часто приводящие к печальным последствиям. Некоторые настолько убеждены, что наше сознание и мысли физически хранятся в мозге, что это привело к появлению такой услуги, как глубокая заморозка тела, с возможностью воскрешения в далёком будущем. Хотя это и было популярно скорее в 80-х годах прошлого века, но до сих пор будоражит умы многих людей и неплохо сочетается со всеми заблуждениями насчёт сознания.

Здесь следует определиться с общим механизмом работы сознания. Жизнь человека, как и всё вокруг него – есть движение: вечное, непрекращающееся, меняющееся.

Бытие самой сущности, как сущности в себе, строго обусловлено наличию качественно и количественно определённых видов движения, в их совокупности и взаимодействии. И это самое движение не берётся из ниоткуда, оно начинает свой путь с развития плода внутри матери, получает его от самой матери и находит своё развитие уже внутри себя самого. С развитием мозгового центра, плод начинает аккумулировать в себе простейшие и фрагментарные отражения, получаемые им от матери. Это ещё не человек и не человеческое сознание, это наиболее простая и примитивная информация, которую накапливает созревающий мозг, основываясь на всеобщем свойстве всей материи к отражению взаимодействия внутри себя. Но это всё сказано лишь для того, чтобы показать и представить этот процесс, не как что-то взявшееся из ниоткуда, а как качественное превращение одного движения в другое, и что жизнь человека неизменно связано с этим бесконечным движением.

После рождения ребёнок сразу попадает в кисель из общественного сознания и отношений, которые выражаются через его родителей и, отражаясь в сознании ребёнка, начинают накапливаться, формируя его личность. И вот сознание человека предстаёт перед нами, как взращенный обществом клубок отражений, понятий, которые он почерпнул из окружающего мира при взаимодействии с ним, и которые прошли через фильтр того пласта знаний и представлений, которое выработало общество на данный момент.

Если опуститься немного на уровень физиологии, то наше сознание – это совокупность электрических сигналов, снующих по огромной нейронной сети, они постоянно пересекаются, взаимодействуют друг с другом, превращаются, изменяются, движутся. Это рой из пчёл, которые находятся в вечном движении и изменении, клубок энергии и движения, который и представляет наше сознание, и нас самих, как человека, как личность.

Каждое мгновение мы получаем новые сигналы извне посредством своих органов чувств, приобретаем опыт, изучаем, получаем новые знания, всё это превращается в новые сигналы, которые вступают в этот общий хоровод, сливаются воедино и меняют некоторые связи в силу своих возможностей. Это и есть мы сами, мы как люди, мы как личности, то что живёт и дышит, общается и взаимодействует, вступает в отношения и стремится к бессмертию. Нет у людей ничего кроме этого движения, и стоит хотя бы на мгновение его остановить, как всё, что строилось годами, моментально развеется, развалится как карточный домик.

Мозг физически не хранит нашу личность, не пишет информацию на свой жёсткий диск, как компьютер, это лишь механизм для работы сознания, наш собственный процессор, на котором всё работает, и для обеспечения бесперебойной работы которого существует целый механизм по выработке и извлечению энергии из внешнего мира – наше тело.

Наше сознание очень хрупкое и существует только, пока бесперебойно поступают химические компоненты, необходимые для получения энергии для работы мозга. Поэтому, все эти мечты о заморозке, не более, чем красивая и убаюкивающая сказка, бегство от собственного страха. Если задуматься на секунду, то под маской этих «учёных» скрывается элементарное убийство от собственного невежества. Ведь стоит только заморозить мозг, прекратить химические реакции, остановить это движение, как человека моментально не станет, он исчезнет из этого мира, оставив после себя бесполезный замороженный холодец.

В последнее время появились более здравые, но всё ещё далёкие от научной мысли попытки осмыслить сохранение сознания и человеческой мысли. Можно вспомнить фильмы, где сознание героя переносят из одного тела в другое или, например, в тело робота. Мы умолчим про совершенно разные качественные уровни бесконечно сложных и комплексных взаимодействий человеческого сознания и строения мозга робота, на которые пытаются перенести всю нейронную структуру, но скажем вот о чём… Современные «учёные», больные эмпирической опухолью, не только пытаются понять сознание человека, как набор физических процессов в нейронах, но и ищут мысли среди электрических сигналов, пытаются измерить их, нарисовать карту активности отделов мозга, изучают и препарируют мозг в надежде увидеть, что делает человека гением или монстром. Но закономерно так ни к чему до сих пор не пришли. Так вот в одном из фильмов, пытаясь спасти умирающего мальчика, его сознание перенесли в тело робота, путём простого такого считывания активности мозга через специальный шлем. Мало того, мы имеем позорный механистичный подход к вопросу, так ещё и приближаемся к главному фундаментальному вопросу. Даже если принять вселенную фильма такой, какой её задумал автор, то герои таким образом не переносят сознание, как они наивно полагают, а всего лишь копируют его. Сознание нельзя извлечь из мозга, они лишь создали копию, но это не тот же самый человек, это другая самосознающая себя сущность с теми же воспоминаниями. Сознание героя должно было остаться на месте, умереть вместе с ним и создать лишь копию себя. Таким образом, мальчик не спасал себя, для него, как единичного самосознающего себя субъекта было всё равно, что где-то теперь есть ещё один такой же как он, ведь он, как это самое сознание, борющееся за жизнь и мечтающее о ней, всё равно обречен и от наличия его копии ему не легче. Ведь, как я говорил ранее, сознание – это движение энергии в сложном взаимодействии, эта структура жива и она сознаёт себя именно внутри себя только, как единый клубок абстрактных взаимодействий. Её нельзя извлечь из мозга, только если этой единой взаимосвязью, не нарушая структуры и потоков, как единое целое. Что сделать не представляется возможным.

Выводы каждый сделает сам для себя.

P.S. Криогенная заморозка, перенос сознания, телепортация и другие мечты фантастов и горе-«учёных» разбиваются о простую реальность бытия нашего сознания, которая не заключена в простое физическое бытие и им нельзя манипулировать, как любым другим веществом.                                                                                                                                                                   Андрей Соболев                                                                                                                                           ИСТОЧНИК

Реклама
Запись опубликована в рубрике История, Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.