Формализм или искусство?


Искусство для человека является источником вдохновения, самокопания, переосмысления ценностей и оружием в борьбе за лучший мир. Формализм — карикатурный двойник искусства, дух реакции и защитник бессердечного мира всегда следовал по пятам за духом перемен. Сегодня же формализм как никогда силен и использует весь свой потенциал в борьбе с проявлением подлинного творчества. Об этом противостоянии читайте в настоящей статье.

Доподлинно известно, что искусство – это форма познания мира, которая сопровождает каждого человека с рождения до самой смерти на протяжении всего существования человечества.Так, например, еще в эпоху палеолита первые представители рода Homo оставляли примитивные наскальные рисунки, которые отображали сцены охоты, повседневной деятельности и т.д. Таким образом, еще с древних времен предметы искусства сопровождались не просто формой, но, главным образом, идеей. Искусство совершенно справедливо отстояло свое право быть самостоятельной формой общественного сознания, превозмогая некогда абсурдные выпады в свою сторону, вроде споров «физиков» и «лириков».

Человек не может жить без искусства и эстетики, ибо в каждом
из нас есть стремление к совершенствованию мироздания, тяга к прекрасному, обусловленная трудовой деятельностью человека. В своем труде человек удовлетворяет свои потребности, стремясь реализовать их наиболее полно. В труде творческом человек развивает свою личность, совершенствуя свои навыки в той или иной специфической форме труда, сопряженной с познанием, которую принято называть творчеством.

Первостепенная задача, которую должно ставить перед собой искусство сегодня – это гармоничное развитие каждого члена общества (конкретно на данном этапе – взращивание потенциальных борцов за коммунизм, могильщиков капиталистической системы).

Марксистская система взглядов совершенно справедливо отвергает такое положение, как «искусство ради искусства», которое сложилось и вполне благополучно господствует в капиталистическую эпоху. В коммунистическом же обществе искусство призвано служить интересам народа, быть источником радости и вдохновения; способом выражения человеческой воли, чувств и мыслей.

Истинное искусство не нуждается в снисходительном похлопывании по плечу и поблажках. Истинное искусство движет прогрессом и помогает человеку строить самого себя и, как следствие, новое общество. Только прогрессивно мыслящие творцы способны создавать предметы аутентичного искусства.

В противоположность прогрессивному успешно существует и развивается реакционное искусство, связанное со стагнацией и регрессом, защищающее «людоедские» порядки классового общества.

Самым ярким событием конца 18 в. для стран Европы явилась Великая французская буржуазная революция, она послужила плодородной почвой для возникновения такого литературного движения, как романтизм. В своих произведениях писатели-романтики отразили свое настроение, вызванное революционными преобразованиями в обществе. Писатели разделились на два фронта: романтики-реакционеры, разочарованные «разрушающими силами революции» и мечтающие вернуться в прошлое к феодальным укладам, и прогрессивные романтики, на которых революция произвела благотворное влияние, а также подвигла на дальнейшее развитие. К первым мы можем отнести таких представителей, как, Шатобриан, Новалис, Бональд и др. Все представители этой реакции, руководствуясь субъективной оценкой исторических событий, обвиняли философию Просвещения в том, что она является рассадником величайшей духовной заразы, одинаково утверждали победу веры над разумом в своих произведениях. Их литература пропагандирует протест против нового общества, склонность к пессимизму, безысходности и мистике. Так, в произведении Шатобриана «Рене» в лице главного героя выступает типичный представитель реакционного романтизма. Рене наделен пессимизмом и восхищением жизнью нецивилизованных, диких американских племен, юноша презирает суетность бытия и призывает уйти как можно дальше от мира, потому что в цивилизации он видит лишь испорченность, страдания и эгоизм.

Представители второго фронта были околдованы прогрессивными идеями Просвещения и революции, таковыми являются Жорж Санд, Гюго, Мицкевич и д.р. Их произведения пропитаны духом национально-освободительных движений (Мицкевич); либеральными идеями, свободными от гнета церкви и прочих паразитирующих (Гюго); поднятием вопроса о положении женщины в семье и обществе, сопротивлением буржуазной мысли (Ж. Санд). Все они – яркие представители генуинного искусства, мысли которых воплотились в подлинных творениях, а именно в памятниках мировой литературы, отражающих дух времени и, главным образом, прогрессивную для того времени идею демократии.

Следующие проблемы, которым необходимо уделить особое внимание – это формализм и эстетизм, своего рода язвы искусства, особенно современного, идущие бок о бок друг с другом.

Обе рассматриваемые проблемы стоят на отказе от идейного компонента и превосходстве образного, иными словами, формального над идейным. Представители неприкрытого эстетизма фанатично пытаются выделить искусство в некую оторванную от действительного мира субстанцию. Для них, видите ли, слишком оскорбительны представления о том, что искусство должно служить общественным интересам. Также эти глупцы в силу своего невежества пытаются добиться независимости искусства от политики, не в состоянии понять, что связь между этими явлениями так же очевидна как падение запнувшегося человека с явлением гравитации.

Дабы избежать лукавства, многие из нас признают, что зачастую одна лишь форма может порадовать нашу потребность в прекрасном. Но этот сбор «цветов удовольствия» далеко не свидетельствует о том, что эстетические объекты и явления могут претендовать на звание предметов искусства.
Банальным примером нашего обсуждения может послужить «Черный квадрат» К. Малевича. Если рассуждать объективно, картина не несет в себе никакой идеи, а если эта идея и есть, но в зашифрованном виде, то снобизм автора и его почитателей бесспорно всплывает на поверхность. Отсюда следует, что работы супрематистов не могут претендовать на право быть искусством гражданским, сколько бы бурных дискуссий вокруг них не развивалось.

Чтобы проиллюстрировать превосходство идеи над формой, проанализируем роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». На протяжении всего романа автор неоднократно предупреждает читателя о том, что он лишен писательского таланта, в следствие чего изложение его покажется сухим и недостойным восхищения. И правда, глаз читателя наверняка заметит отсутствие шекспировской напыщенности в тексте романа, но будет приятно удивлен легкостью и простотой изложения оного. Тем самым, отсутствие специфической формы ни разу не умаляет ценности этого произведения. Главная идея, которая пронизывает роман Чернышевского – это теория «разумного эгоизма». Таким образом, данный роман абсолютно справедливо признан объектом гражданского искусства, поскольку он служит живым потребностям времени.

Вообще, стоит отметить, что на такие виды творчества, как поэзия, проза, изобразительное искусство, абсолютно законно возлагать большие надежды и требования, нежели на музыку и, скажем, танец, поскольку последним гораздо сложнее выразить идею через свою форму. И тем не менее конкретность, объективность эмоционального содержания музыки, ее идейного смысла не всегда относительна, так «Поэму экстаза» А. Скрябина независимо от ее названия при всем желании невозможно воспринять в духе «Траурного шествия» Ф. Листа.

Далее рассмотрим такое течение как модернизм.

Модернизм – это художественные тенденции в искусстве, утвердившие себя в виде новых форм творчества во второй половине 19 века. Модернизм приветствует, в первую очередь, свободный взгляд творца, вольность изменять видимый мир, как ему заблагорассудится. Кроме того, модернизм разветвляется на множество других направлений в искусстве: абстракционизм, футуризм, сюрреализм, экспрессионизм, супрематизм и мн. др.
После изучения этой громады ответвлений складывается мнение о справедливости критики в сторону их корневой системы – модернизма. В большинстве своем представители модернизма склонны к обожествлению формы, в погоне за которой они совершенно забывают о содержании. Совершенно справедливо обвинять абстракционистов в демонстративном отказе от объективного содержания жизни, импрессионистов – в тяготении к мистике и пессимизму, сюрреализм – в болезненном, иррациональном восприятии и т.д. Кроме того, навряд ли кто-то поспорит, что наши пристрастия к некоторым из этих направлений свидетельствуют о больном, искаженном эстетическом восприятии, детерминированном условиями, в которых мы вынуждены проживать.

Однако и огромный поток всей этой ремесленнической деятельности не мог не затаить в себе некоторые исключения, выбивающиеся из него. При анализе основных концепций, творцов и их работ наиболее адекватными показали себя футуристы. Есть мнение, будто футуризм преследует преимущественно форму, нежели содержание. Однако манифест футуристов, написанный некогда основоположником футуризма Маринетти, доказывает нам обратное. Постулаты манифеста восхваляют бесстрашие, призывают к агрессивным действиям, борьбе с настоящим, дабы построить новое общество: «Красота может быть только в борьбе». Однако не стоит забывать, что сама по себе борьба с настоящим не равносильна борьбе за прогресс, и яркое свидетельство тому – участие вышеупомянутого нами Маринетти в написании фашистского манифеста.

Что касается прогрессивных творцов этого направления, многие из нас признают блестящего представителя русского футуризма – В. В. Маяковского. Маяковский – это именно тот деятель искусства, в произведениях которого царит «гармония идеи и образа».

Основным направлением в искусстве, заслужившим безупречную репутацию, принято считать реализм, поскольку он является отображением реальной жизни и неотрывен от гуманизма. Особо продуктивным и прогрессивным примером в истории искусства послужил соцреализм. Во времена Советского Союза искусство стало поистине всенародным и распространялось невиданными раннее темпами. Предпосылка этих процессов – всеобщее образование и развитие культурно-просветительских учреждений. В те времена начали широко распространяться такие жанры, как плакат и политическая сатира, призывающие народ отдавать свои силы на защиту революции и построение новой свободной жизни. А в таких произведениях, как «Допрос коммунистов» Б. Иогансона, «Оборона Севастополя» А. Дайнеки, «Дочь Советской Киргизии» С. Чуйкова, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рабочий и колхозница» В. Мухиной и мн.др., отразились идеи нового общества, построенного по принципам «От каждого по способностям – каждому по труду».

Следующий раздел статьи мы посвятим анализу постмодернизма, который основан на радикальном пересмотре позиций модернизма.

Многое ли изменилось с появлением новых течений и «усовершенствования» старых? В действительности мы видим лишь расширение пространства для деятельности новых «художников», которые, нарисовав две параллельные линии, выдают это за глубокий и недосягаемый смысл. И как бы то ни было абсурдно, им это удается. И если в прошлом личность художника в искусстве была на второстепенном месте, то сегодня мы видим обратное. В новейшем искусстве то, что делает художник, сводится к его опознавательному знаку; парадоксально важными становятся его манера, репутация, конечно же, подпись, максимально эпатажные выступления на публику, сенсации и скандалы, в общем, все, кроме его таланта. И тут в игру вступают давно известные нам товарные отношения «спроса и предложения». В обществе, где сильна мелкобуржуазная стихия, потребность обывателя выражается прежде всего в предметах простого потребления, направленных не на развитие личностных качеств, а на повышение социального статуса.

Разберем подробнее ветви, рожденные постмодернизмом. Начнем с абстрактного импрессионизма: искусство разбрызгивать краски по поверхности полотна, выплескивая тем самым свои эмоции. Это даже и ремеслом не назовешь, поскольку для ремесленничества необходимо развивать творческие навыки. Чтобы нарисовать реалистичный потрет или идеально выверенную композицию из фруктов на столе, соответствующую всем необходимым требованиям реализма, нужно потратить очень много сил и времени. Для разбрызгивания красок хватает лишь пары рук и большого самолюбия.
Реди-мейд: извлечение любого предмета обихода из привычной среды функционирования и выдвижение его на продажу. Тут, как видите, «художник» даже не попытался как-то поколдовать над своим «творением». Акт простой продажи объявляется искусством, низводя тем самым его до простого товара.
Поп-арт: массовая продажа брендов для обывателей. Человек, используя тот или иной товар, показывает свою принадлежность к определенному “социальному сословию”.

Примитивизм (наив): по способу художественного изображения напоминает искусство ребенка. Как и в выше рассмотренных идейно-художественных течениях, реакционность очевидна. Поистине прекрасна лишь та эстетика примитивов, которая отражала дух времени и явилась чревом зарождения искусства, которая свидетельствовала о рассвете человеческого ума и сердца. А подражание цивилизованного человека технике первобытного вряд ли должно заслуживать оваций.

Минимализм: простота и единообразие форм художественных объектов, конвейерный метод производства.

Думаю, не стоит подробно рецензировать все остальные подвиды постмодернизма, поскольку вывод напрашивается сам собой: представители всех этих течений фетишизируют исключительно форму своих арт-объектов, и, конечно же, не забывают продумывать различные пиар-ходы, чтобы повыгоднее сбыть свои выхлопы.

Но! Мы неслучайно обошли вниманием еще одно достаточно интересное и подающее хоть какие-то надежды литературно-художественное направление постмодернизма – это концептуальное искусство. В основе системы этого направления лежит сентенция о превосходстве идеи над физическим выражением. Концептуализм – это искусство интеллектуальное, несколько ироничное и, согласно некоторым данным, возникло оно как сопротивление искусству коммерческому.

Но все эти каноны со временем были так же успешно вывернуты непутевыми «художниками». В результате вместо объекта искусства мы видим велосипед, перевернутый с ног на голову, стоящий на раскрашенном стуле, всем своим видом показывая гениальную авторскую задумку.

Однако, несмотря на весь этот морок, концептуальное искусство благодаря своей изначальной задумке о превосходстве идеи над образом не может не обладать некоторыми лучами в своем темном царстве. Таковым примером могут послужить братья Чепмены, Джейк и Динос – одни из самых радикальных британских художников. Их художественные композиции воплощают в себе осуждение ужасов войны, сексуальной эксплуатации детей, отвращение к современной культуре бездумного потребления. Также не менее ярким представителем концептуального искусства может выступить музыкальный состав всемирно известной группы «Pink Floyd», знаменитой своими философскими текстами.

Далее необходимо перейти к обсуждению такого направления в современном искусстве, как андеграунд. Это течение характеризуется подпольностью и сопротивлением по отношению к господствующей идеологии. Андеграунд противопоставляет себя массовой культуре, мейнстриму, но из-за размытости границ зачастую обращается в объект массового потребления (примером тому в современном искусстве может послужить группа «SONIC DEATH»).

Андеграунд так же, как и другие течения в искусстве, обладает как достойными, так и никчемными представителями (коих, к сожалению, большинство). Из достойных внимания, я не могу не упомянуть о достаточно известном английском граффитисте Бэнкси, вокруг биографии которого развернулись нешуточные интриги, поскольку Бэнкси на протяжении многих лет сохранял свою анонимность. Рисунки этого художника интересны тем, что обладают остро-социальной тематикой. Многие обвиняют Бэнкси в вандализме, хотя вандалами было бы логичнее назвать большинство представителей модернизма и постмодернизма, деятельность которых абсолютно очевидно тормозит развитие человеческого общества.

Исходя из всего сказанного выше, мы можем прийти к следующим выводам: принципиально важно уметь видеть разницу между деятелями искусства и ремесленниками, быть способным делить искусство на прогрессивное и реакционное. А также материалистически истолковывать происхождение и сущность того или иного течения в искусстве и формализме.

 Марина Попова                                                                                                                                                 ИСТОЧНИК

Реклама
Запись опубликована в рубрике История, Общество, Публицистика и заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.