О коллективизме при капитализме


Наблюдал ситуацию – черустинская электричка, битком, все места в вагоне заняты, люди в проходе стоят, а одно место сводобно – пятеро мужиков его заняли для товарища, который сядет позже. Пенсионер, едущий на дачу, начинает активно возмущаться – типа, я старый больной, никто мне места не уступает, сами сидят, да еще свободное место держат. Мужики ему выдают ответ:

“Ты на дачу раз в неделю отдыхать едешь, а мы каждый день на работу”.

При всем гуманизме, надо признать, что мужики абсолютно правы.

Пенсионеры, да и вообще, все люди – беременные, мамаши с детьми, инвалиды, которые голосуют за капитализм, сами того не подозревая даже, голосуют за то, чтобы им не уступали места в транспорте.

В чем короенное различие ситуации в социалистической экономике и капиталистической.                                             В капиталистической экономике человек предоставлен самому себе, ему никто, по-сути ничего не должен.                                                                                        Из человека работа выжимает все силы, до конца – его зарплата балансирует на грани между “выживание физическое” и “хватает на еду, одежду и кое-какую крышу”.                                                                                            Работать меньше средний пролетарий не может – он сразу начнет опускаться ниже прожиточного уровня.                                                                    Наоборот, капитализм все время его подстегивает работать больше, на износ, чтобы позволить себе хоть немного больше, чем просто поесть.         И само собой, что такая работа ухудшает здоровье человека, причем достаточно быстро.                                                                                                       Сочетание физических нагрузок, недосыпа и продолжительного стояния в транспорте – это верный путь к заболеваниям суставов и позвоночника.       В итоге у пролетария стоит выбор – либо он сам жертвует своим здоровьем ради постороннего человека, либо жертвует посторонним человеком ради собственного здоровья.                                                                                                  Никто не будет лечить бесплатно, никто не будет предоставлять заработавшемуся и подорвавшему здоровье работнику бесплатных путевок и оплачиваемых отпусков – ему и больничный-то не везде оплачивают, да еще и норовят вообще уволить за больничные.                     Все. Игра банально не стоит свеч.

Я подозреваю, что некоторые не очень умные граждане вспомнят, что с точки зрения абстрактного гуманизма “человек человеку не волк” и потребуют жертвовать “ради людей”, так как человек – существо общественное. Но вопрос – а ради кого, собственно, жертвуем?  Пролетарий поставлен в условия конкуренции с такими же пролетариями. И жертвует в конечном итоге… ради конкурента.                                           Сегодня ты пожертвуешь ради пенсионера, завтра ты возьмешь больничный, а послезавтра, возможно, сын этого пенсионера придет на твое рабочее место с криками: “Я здоровый, возьмите меня вместо инвалида”.                                                                                                                      Бредовость ситуации капитализма – ты уступаешь место человеку в транспорте. а завтра он повышает тебе цены в магазине, конкурирует при устройстве на работу, снижает расценки на рабсилу, перетягивает одеяло госбюджета себе на пенсию и льготы, наконец, активно поддерживает Путина.                                                                                                                                         Эта бредовость преследует всех сторонников “малых дел” – попытки сделать лучше без коренного изменения общества обрекает человека делать добро… своему врагу.                                                                                          Скинулись, сделали подъезд к даче – молодцы, сэкономили капиталистам госбюджет, сажаете деревья, природу бережете – опять-таки молодцы, будет что пилить владельцу этого участка через 30 лет.

Собственно, милосердие, сострадание и помощь в таких условиях – это атавизм соседской общины. Те общества, в которых от соседской общины ушли уже далеко и в культурном плане, попросту смеются над просьбами уступать места. В соседской общине сосед надорвался – это значит, что ты будешь за него впахивать на общих работах. Если он не вспашет свою делянку – то он не только не сдаст в общак ничего, но общине придется его семью подкармливать, чтобы не терять дорогую и ценную общинную рабсилу. Капитализм, разрушая общину, воспитывает же чисто пролетарское отношение к окружающим. Собственно пролетарское представление как раз и есть индивидуализм- сосед надорвется у станка, одним конкурентом на рынке труда меньше.

Дай же рабочему представление, что он нужен обществу, облегчи его труд, дай ему время для отдыха и возможности для лечения – и тогда, только тогда можно будет его упрекать за то, что место не уступил.

Представление, что коллективизм вырабатывается на рабочем месте у пролетария стихийно, верно только метафизически и относительно – на самом деле коллективизм у пролетария находится в крайней степени антагонизма с индивидуализмом. И индивидуализм – это первичное, первородное, имманентное состояние у человека, который продает свою рабсилу, оно заключекно в самом процессе продажи рабсилы. На этапе победы капитализма в обществе и общественном сознании коллективизм минимален – рабочий не видит никаких иных способов выжить, кроме как “сам за себя”. И эта тактика верна в краткосрочной перспективе, этим и объясняется ее живучесть. Пройти по головам и выжить – единственный объективный способ при условии не трогать капитализм. А вот если капитализм трогать, то без организации это никак, и тут уже коллективизм начинает как-то работать.                                                                 Если говорить в общем, то сетования левачков  на то, что рабочий потерял коллективизми, и надо сначала воспитать коллективизм, а потом пропаганда будет успешной – это постановка вопроса с ног на голову.                                                                                                                                                       Сначала должна быть успешная пропаганда, а потом уже появится коллективизм, сначала надо объясняить рабочему, что капитализм – это не навсегда,а потом он уже подумает – а стоит ли лезть по головам, если капитализм не вечен?                                                                                                                  А пытаться один вид эгоизма – индивидуальный, заменить на эгоизм коллективный в виде профсоюза или колдоговора – это шило на мыло.

 Иван Бортник

Реклама
Запись опубликована в рубрике Общество, Публицистика и заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.