Изучая классиков. Отношение коммунистов к религии и церкви


Довольно часто разного рода оппортунисты и откровенные апологеты буржуазии используют в своей пропаганде цитаты из статей классиков марксизма-ленинизма.                И, действительно, вырвал цитату из контекста – и вот тебе уже «подтверждение» какой угодно оппортунистической позиции. Или, как вариант, читает такой оппортунист ленинскую статью, ощущает некое «просветление» и бездумно перекладывает сказанное в статье на текущий момент.

Для коммуниста же, изучающего труды классиков, главное – это не вызубрить написанное, а понять их образ мысли, научиться думать так же диаматически и верно анализировать уже современные нам объективные условия.

Итак, касательно замечательной статьи В.И. Ленина «Об отношении рабочей партии к религии». Написана она чуть более 100 лет назад, соответственно, в ней отображена тогдашняя ситуация с положением религии в жизни российского общества. А эта ситуация была, в общих чертах такова:

Во-первых, православие являлось государственной религией, а церковь фактически являлась государственным институтом, активно участвуя в политике.

Во-вторых, православное религиозное мировоззрение было явлением массовым и имело главной своей основой чудовищный социальный гнет, имевший место в Российской империи.

Следует упомянуть и о том, что позиция партии большевиков касательно религии и церкви к моменту написания Лениным данной статьи была четко и однозначно определена. Исключительно в силу существования такой позиции, большевики могли позволить себе в определенные конкретно-исторические моменты и в интересах классовой борьбы пролетариата свою позицию по религии не афишировать.

Что мы имеем на текущий момент?

Церковь как институт не имеет и десятой доли того авторитета и влияния на массовое сознание, которое имела сто лет назад. Православные общественные организации, вроде «хоругвеносцев», карикатурны. Они не имеют и не могут иметь в принципе никакого влияния на рабочие массы, а потому, собственно, и не нуждаются ни в каком «разоблачении».

О массовости религиозного мировоззрения тоже речи идти не может. «Религиозность» масс заключается, максимум, в крещении детей, развешивании икон за стеклом автомобиля, и признании факта, что «бог есть». Причем бога понимает каждый индивидуально и это понимание далеко от православного.

Классом буржуазии религиозная пропаганда используется двояко. С одной стороны, это традиционная пропаганда религиозных установок, являющихся по сути «охранительными», «освящающими» существующую систему производственных отношений. С другой стороны, это использование религиозного фактора как дополнение к национальному разного рода буржуазными националистами. Но здесь стоит подчеркнуть, что при выполнении той задачи по разобщению пролетариев, которая поставлена националистам буржуазией, они спекулируют, прежде всего, именно на национальном вопросе. Религиозный вопрос здесь играет далеко не ведущую роль, поскольку, опять же, религиозность масс является придуманным РПЦ мифом. При сохранении тех корней религии, о которых пишет Ленин, у нее появились серьезные конкуренты.

Хоть, с одной стороны, социальные корни религии лежат в самом капиталистическом способе производства, но, с другой стороны, эти идеалистические религиозные установки внедряются в общественное сознание всей мощью буржуазной пропаганды. Что обеспечивает буржуазии «спокойную жизнь», поскольку затрудняет познание обществом объективных законов своего развития. Религиозное мировоззрение есть лишь одна из форм мировоззрения идеалистического. И если 100 лет назад церковь как институт и религия являлись самым мощным инструментом правящего класса по идеалистическому оболваниванию масс, то теперь арсенал этих инструментов сильно расширился и религия уже перестала быть самым мощным из них. К услугам буржуазии сейчас – самый широкий круг «целителей» и «экстрасенсов», «колдунов» и «уфологов», «предсказателей» и «астрологов», а также разного рода лжеученых «философов», которые ежедневно несут в массы идеалистическую чушь. Церковь в этом антинаучном хоре далеко не на первых ролях.

Какова в связи с этим должна быть позиция коммунистов? Естественно, что рассматривать данный вопрос мы должны через призму пролетарских интересов. Один из основных таких интересов – это научно-теоретическое просвещение, напрямую связанное с борьбой с идеалистическим мировоззрением в самых разных его формах. Борьба с мировоззрением религиозным есть лишь частный случай борьбы с идеализмом. И мы не должны на этом зацикливаться, поскольку есть еще масса других идеалистических теорий разоблачению которых тоже следует уделять внимание.

В настоящий конкретно-исторический момент отсутствует разделение на православных рабочих и рабочих-атеистов. Поэтому вопрос о том, что наша антирелигиозная пропаганда (в том случае, если она носит научный, а не откровенно хамский характер) может разобщить рабочих, вряд ли актуален. Тут нам не следует осторожничать с антирелигиозной пропагандой, но надо пресекать любые формы глупой, хамской пропаганды и агитации по всем направлениям.

Что реально разобщает рабочих, так это национализм, противодействие которому должно быть первоочередной задачей коммунистов. Кстати, задача борьбы с национализмом непосредственно связана и с борьбой с идеализмом, поскольку именно философский идеализм лежит в основе всех форм национализма.

Столь же невозможным, как и сто лет назад, представляется и какое-либо прогрессивное участие церковников в классовой борьбе пролетариата. Духовенство в своем подавляющем большинстве реакционно настроено политически, а по своему положению в системе производственных отношений фактически примыкает к буржуазии, а то и является буржуазией.

А вот касательно теории «богостроительства», вопрос актуален до сих пор. Идея совмещения коммунизма и религии открыто провозглашается лидерами оппортунистической КПРФ. И здесь дело коммунистов – всемерно разоблачать буржуазную сущность такой позиции, тем более у КПРФ нет никакой опоры в рабочем движении. Здесь, учитывая исключительную важность в данный момент теоретической формы классовой борьбы, необходимо решительно размежеваться с любыми попытками «скрестить» марксизм с религией.

Актуален на сегодняшний день также и вопрос о различиях либеральной и марксистской антирелигиозной пропаганды. Либеральная антирелигиозная риторика есть отражение стремления определенных групп буржуазии прикинуться «носителями прогресса». Характерная черта этой либеральной антирелигиозной пропаганды – это её антинаучность и примитивность. Как правило, всё сводится к атакам на церковников, при этом социальные корни религии и ее философские основы остаются вне критики.

Соответственно, задача коммунистов, по большому счету, состоит в том, чтобы при помощи антирелигиозной пропаганды бить буржуазию. А это значит с научных позиций разоблачать социальные корни религии, вскрывать роль института церкви как части буржуазного государства, подвергать критике «богостроительские» идеи КПРФ и других оппортунистов, показывать ущербность либеральной критики религии, как критики непоследовательной и антинаучной. При этом коммунистам следует решительно пресекать безответственную левацкую антирелигиозную пропаганду, как наносящую вред делу коммунизма своей ненаучностью, прежде всего.

В заключении, несколько слов о том, какова должна быть программа коммунистов касательно церкви  как института.                                                                                                                                           Естественно, что о левацких идеях касательно сравнивания всех церквей с землей речи быть не может. Отношение к духовенству, в конечном счете, будет определяться его отношением к власти пролетариата. Откровенно враждебные элементы должны быть безусловно подавлены. Однако историческая практика показывает, что в отношениях с властью церковники ведут себя чрезвычайно гибко. Но несмотря на эту гибкость и традиционное для попов подстраивание под любую власть, очевидно, что положении церкви в условиях диктатуры пролетариата не будет тем же, что и при власти капиталистов.

Поэтому, во-первых, церковь должна быть безусловно лишена всех налоговых льгот и, наоборот, все ее доходы должны быть обложены налогом.

Во-вторых, должны быть конфискованы в пользу диктатуры пролетариата все предметы церковной роскоши, то есть отстроенные попами коттеджи, и прочая излишняя недвижимость, представительские автомобили и т.п., а так же имущество, не связанное непосредственно с отправлением религиозного культа – административные здания, земли и пр.

В-третьих, церковь безусловно должна быть выдворена из школ и других образовательных учреждений.

В-четвертых, церковь должна быть лишена доступа ко всем средствам массовой информации. Должны быть однозначно запрещены любые церковные массовые мероприятия.

Выполнение всех этих требований ограничит участие церкви в общественной жизни лишь массой верующих. При этом возможности вербовки новых людей будут максимально ограничены. Реализация указанных мер в совокупности с научной атеистической пропагандой на государственном уровне закономерно повлечёт за собой сокращение массы верующих, а, следовательно, и уменьшение количества церквей, которым можно будет найти куда более достойное применение, передав их, к примеру, под детские сады или складские помещения.

Петрович

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вопросы теории и практики марксизма, История, Общество, Оппортунизм и ревизионизм с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.