Тезисы об искусстве


 «Художник — это инженер человеческих душ»

                                                                                                                                Иосиф Сталин

1. Что такое искусство?
Искусство – это осмысление и образное представление существующей действительности в виде законченного произведения. Сущность искусства состоит, прежде всего, в эстетической и информационной функции, в чувственном и рациональном, в неразрывном единстве формы и содержания. Цель искусства состоит в том, чтобы донести до людей определенную информацию, при этом умело манипулируя эмоциями и чувствами тех, к кому оно обращено.
2. Принцип историцизма
Искусство должно рассматриваться с позиции историцизма, то есть с той позиции, которая использует в качестве своих критериев «прогрессивность» и «реакционность» для определенной исторической эпохи.
Реакционность произведения заключается в отражении искаженной объективно существующей реальности, во взращивании в человеке архаичных, животных представлений о мире и отдельно взятом человеке. Эстетика реакционного произведения направлена на дальнейшее отчуждение сущности человека, воспитывает в нем страх и ничтожность перед силами природы или, напротив, алчное потребительское желание обладать окружающим миром.
Прогрессивность произведения заключается в отражении объективно существующей реальности, в воспитании в человеке чувства возвышенного. Эстетика прогрессивного произведения направлена на то, чтобы возбуждать в человеке стремление к возвращению своей отчужденной сущности, возвращению своей творческой и преобразовательной силы.
Эстетика в любом произведении играет ведомую роль, играет роль инструмента с помощью которого автор транслирует свои идеи. Есть также целый класс произведений в которых содержание произведения скрыто в форме (танец, классическая музыка). В этих произведениях для передачи содержания приходится прилагать намного больше усилий.

3. Антиискусство
Антиискусство – это концепция, которая заключается в отказе от единства формы и содержания в произведении. Она противопоставляет себя искусству во всех принципиальных положениях. Примером антиискусства могут являться пустые холсты, музыка тишины и т.д. Ценность данного вида самовыражения для нас стремится к нулю, потому мы относимся к ней либо враждебно, либо безразлично, в зависимости от ситуации.

4. Плюрализм
Искусство является для нас не только одним из непременных орудий по свержению классового общества, но и инструментом, который используется контрреволюцией в целях сохранить свое господство. Мы трепетно относимся к творческой энергии, заключенной в человеке, но беспощадны ко всему, что сдерживает, душит революцию, в том числе и к реакционным произведениям. С уверенностью можно сказать, что ни один книжный шкаф не стоит поколений разбитых и искалеченных жизней. А потому мы должны прямо заявить: искусство для трудящихся, а не трудящиеся для искусства!

5. Наука и искусство
Отношение между наукой и искусством выражается в следующем: наука обеспечивает адекватность содержания, а форма создает эстетику. Проиллюстрируем этот тезис на примере художественной литературы. В произведении допустимо использовать несуществующие в реальности вещи, например, магию – в фэнтези, путешествия во времени — в научной фантастике, но в качестве формы, в качестве фона, которые развивают, но не определяют сюжет. Но если форма подменяет собой содержание, то такое произведение становится вредным, реакционным. Примерами могут являться известные сказки утопических социалистов, в которых все социальные проблемы должны решить некие чудо-машины. Другие не менее вредные сказки сводят решения всех социальных проблем к магии, боженьке, небесной благодати. Вред от таких произведений очевиден для всякого революционера.  Вред, проистекающий из конфликта науки и содержания.

6. Авангард
На всяком творце лежит громадная ответственность. Для творца недостаточно быть только лишь популярным среди трудящихся (сама по себе популярность не является признаком прогрессивности), поскольку всякий революционер — это авангард своего класса, то он должен не пресмыкаться перед пролетариатом, не выискивать дешевой славы ради удовлетворения своих низменных потребностей, а разжигать в рабочих умственного и физического труда искру просвещения, которая со временем должна разгореться в мировой пожар борьбы против капиталистического гнета.

Роман Голобиани                                                                                                                                                           ИСТОЧНИК

Реклама
Запись опубликована в рубрике Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.