Рецензия на фильм «Одержимость»


Как создать или выявить гениальную личность? Таков основной вопрос, на который пытается ответить американский режиссёр и сценарист Дэмьен Шазел в музыкальной психологической драме «Whiplash» (букв. кнут, хлыст), вышедший в России под   названием «Одержимость».

История начинается с момента, когда Эндрю Нимана – молодого барабанщика и первокурсника престижной консерватории, мечтающего стать великим музыкантом – замечает и берет к себе в джазовый оркестр известный педагог и дирижер Теренс Флетчер. По сюжету фильма это был один из лучших джазовых оркестров в стране, и для молодого музыканта попасть туда означало обеспечить себе успешную музыкальную карьеру. 

Придя на первую репетицию, Эндрю впервые сталкивается с методикой руководства, которую практиковал Флетчер. Она заключалась в создании в коллективе атмосферы страха и всеобщей конкуренции. В оркестре царит прямо-таки армейская дисциплина и дедовщина. При появлении Флетчера все члены коллектива встают и, потупив взор, ожидают команды, будто осужденные своего приговора. Немудрено, ведь деспотичный Флетчер выгоняет любого за фальшиво сыгранную ноту, при этом ругаясь как сапожник и швыряя в музыкантов стулья.

В фильме великолепно показана та жесточайшая конкуренция, которая царит среди музыкантов. Ради карьеры и успеха они готовы не только вкалывать до полного изнеможения, терпя издевательства руководителя, но и, как это принято называть, идти по головам друг друга. Здесь и речи не может быть о товариществе, о взаимовыручке. Каждый одержим только личными эгоистическими побуждениями, вызванными страхом проиграть в конкурентной борьбе и остаться на обочине жизни.

Фильм отчетливо демонстрирует отношение к талантам в народных массах при капитализме. Самым главным механизмом создания выдающихся деятелей спорта, искусства и прочих сфер деятельности является социальный отбор. Методики обучения направлены на то, чтобы выжимать из людей последний пот, изнурять их. Человек устойчивый, с хорошими задатками, выдержит это, по крайней мере, последствия таких варварских методов обучения не дадут о себе знать в тот же момент. Но человек менее одаренный, менее способный, не выдержит такого темпа и быстро завершит обучение, а вместе с этим потеряет всякие шансы реализовать творческую карьеру, бывают и такие случаи, когда из-за изнурительного обучения люди оставались калеками (особо актуально это в спорте). Несколько гениев-везунчиков будут блистать своими односторонними умениям на публике, в то время как сотни покалеченных судеб навсегда останутся за “кулисами” буржуазной кузницы талантов. Такова цена успехов гениальных творческих деятелей при капитализме. Очевидно, что цели развития задатков у представителей широких народных масс при современном нам общественном строе не стоит. Задатки большинства людей не так велики, чтобы их можно было развить до уровня высшей гениальности. А значит эти люди будут неинтересны, с них нельзя будет получить прибыли. А поэтому их развитие в интересы капитала не входит.

Шазел в своем фильме, возможно, сам того не желая, показывает слепок современного ему общества. Взаимоотношения в этом музыкальном коллективе являются отражением господства частной собственности и рыночной конкуренции при капитализме. Они и не могут быть другими. Наемный работник в этой системе обречен продавать свою рабочую силу, при этом конкурируя с себе подобными. И здесь английское название фильма является более подходящим и отражающим суть: «Whiplash» – можно перевести, как “работа из-под палки”. Если раньше рабов, избивая палками, заставляли выполнять любую прихоть хозяина, то теперь рабы в лице наемных работников сами исполнят любую прихоть работодателя, лишь бы получить необходимые для выживания блага. Вы скажете, что я утрирую, что вы не чувствуете на себе это ярмо, однако завтра, зайдя в магазины и увидев, что цены взлетели до небес, вы поскребете в кармане и очень скоро будете готовы на все, чтобы прокормить свою семью.

Мотив музыкантов, играющих в оркестре Флетчера и терпящих его издевательства. был идентичен вышеописанному, их цель, несмотря ни на что, победить в конкуренции, сохранив свое место в знаменитом оркестре, чтобы в будущем обеспечить свое безбедное существование.

В беседе с Эндрю Флетчер раскрывает мотивы своих поступков, он был одержим идеей дать миру «нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера». Ставя музыкантов в экстремальные условия жесточайшей конкурентной борьбы, он хотел заставить их преодолеть “предел ожидаемого”. В итоге, чтобы найти того единственного гениального музыканта, он загубил жизни многим другим, которые в иных условиях и при иных подходах могли бы достичь высокого исполнительского уровня.

Что касается главного героя, то он, движимый своими честолюбивыми помыслами, смог-таки преодолеть этот “предел” и достичь гениальности в понимании автора фильма. Однако, что это за гениальность? Шазел понимает ее в очень узком смысле, как чрезвычайно высокий уровень исполнительского мастерства (в нашем случае барабанщика). Эндрю все свои лучшие годы потратил исключительно на совершенствование своих навыков, упражняясь сутки напролет, полностью отказавшись от личной жизни. Безусловно, в результате этого огромного труда он в совершенстве освоил технические приемы игры, но что стало с его личностью?! Отдав все время барабанам, он не развивался в других направлениях. Он напоминает мне английского рабочего 19 в., о котором писал Энгельс в своей книге «Положение рабочего класса в Англии». Монотонный, однообразный труд совершенствовал у него одну часть тела, отвечающую за совершение необходимых операций, при этом полностью уродуя человека.

Эндрю, как и большинство из нас, не смог осознать главного: ценой возвышения стало не только его неполноценное развитие, но и жизни других людей! В условиях тотальной конкуренции любой успех одного значит неудачу многих других. Корень проблемы уходит в глубинные, базисные основы капиталистического общества. Производство материальных благ, основанное на эксплуатации, частной собственности и товарно-денежных отношениях, толкает людей к конкурентной модели поведения. Если не ты, то тебя – вот лейтмотив современной эпохи.

Только коллектив, основанный на товариществе, где каждый участник думает не о своих интересах и амбициях, а о благе всего коллектива в целом, способен реализовать потенциал каждого. Здесь действует другой принцип: индивидуальное развитие личности напрямую зависит от развития всех членов коллектива. Однако чтобы такая система была реализована, необходима кардинальная перестройка всех общественных отношений, которая возможна только при уничтожении эксплуатации, частной собственности и товарно-денежных отношений.

Егор Радайкин                                                                                                                 ИСТОЧНИК

Реклама
Запись опубликована в рубрике Общество, Публицистика и заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.