Для чего человеку нужны праздники?


Современные историки находят праздники важнейшей чертой социального и культурного развития. Такое наблюдение закономерно, поскольку первые праздники связаны с коллективной традицией и становлением религиозных представлений о мире, олицетворяющих в первую очередь господствующие над человеком силы. Успех в охоте, богатые земли, благоприятная погода и так далее — всё это становилось поводом для празднований, общественным сознанием представленных трепетом перед божественными силами — как обратная сторона медали суровой, угнетенной жизни. Исторически, по мере того, как непосредственный гнет сменялся гнетом более опосредованным и менее ярко выраженным, например, непосредственная крестьянская зависимость от урожая сменилась функциональностью и придаточностью положения вольного наемника, праздники обретали самостоятельную силу, теряли непосредственную связь с первоначальным значением, оставаясь своего рода «юрьевыми днями» календаря. В современном обществе провести четкую границу между формальным, официальным праздником и перманентным стремлением к ярким ощущениям, праздности, моментам и способам расслабления — непросто. Большинством людей и то, и другое воспринимается как само собой разумеющееся: поездка за границу, коллективная попойка, подготовка к Новому году или всемирноизвестный праздник конца рабочей недели, а то и конца рабочего дня — всё это сливается воедино общими причинами, желанием вырваться из «обыденности».

 

Для чего человеку нужны праздники? Во-первых, чтобы мотивировать себя к жизнедеятельности. Наличие определенных событий, особенно культурно и законодательно закрепленных дней увеселения, дают человеку толику стремлений, мотивации, для многих простаков и идею, охватывающую мысли целиком. Для обывателей праздники периодически становятся самоцелью, многим знакома схема: месяц пахать ради яркого и знаменательного события, для большинства же то же самое, пусть и не в столь ярких красках. Во-вторых, чтобы «вспомнить себя» посредством особых мероприятий, то есть сознательно утвердить наличие собственной личности, забыв с помощью праздников о своей “функциональности”, бессмысленности своего положения, своей деятельности — о тех особенностях жизни в условиях капитализма, что находят своё выражение в апатии, депрессии, той или иной форме “потери себя”, смыслов существования. Стоит отметить, что празднованиям придается и «экономически состоявшееся» население — буржуазия различных слоев. Частью это дань традиции, частью такое же бегство от функциональности, причем обретающее у зажиточных и чудовищный оборот: обогащение человека, не имеющего целостной личности и полезной деятельности, — практически гарантированный путь к развращению, в первую очередь праздностью. Безусловно, черно-белых границ в этом нет, многое зависит от положения и деятельности конкретного индивида, однако сущность праздников — общая тенденция, закрепленная в культуре и потребностях современного человека. Праздники были и есть обратная сторона медали гнета, в современных условиях, способ стимуляции и личностного самоутверждения.

Если человеку кажется идеальной жизнь, где «праздник каждый день», такой человек ищет абсолютного бегства от естественной жизнедеятельности, от производства собственной жизни, поскольку психически покалечен реалиями, в силу отчужденного труда, в первую очередь. Человеку нужна жизнь, в которой потребности в праздниках нет. Пополняя коллекцию определений, можно сказать, что коммунизм, это еще и эпоха, в которой праздники отсутствуют. Когда ежедневная жизнь приносит удовлетворение, когда труд наполнен творчеством, смыслом, ощущением личной и общественной полезности, индивиду не требуется дополнительных стимуляторов, моментов радости, способов сбросить психологические оковы, ощущение унылых, бесполезных будней, и красные дни календаря теряют смысл, когда каждый день является самодостаточным и ценным. Коммунистам же и сегодня моменты радости не нужны. Это не кодекс морали, норм поведения, а закономерное следствие осмысления условий жизни и связанной с этим деятельности. Несмотря на то, что в современных условиях вырваться из угнетения человек не может, ничто не мешает сознательно превзойти стихийные способы мотивации, заместив их целостным, научным пониманием человечества, его истории и перспектив, с чем наполнить свою жизнь полезным, осознанным трудом.

В связи с чем коллектив редакции Lenin Crew желает читателю в будущем году труда на поприще самообразования, роста в общественной, исторической, философской грамоте и приобщения к прогрессивной общечеловеческой практике.

LENIN CREW

Advertisements
Запись опубликована в рубрике Общество, Публицистика и заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.