О догматизме и ревизионизме


Среди многих марксистов существует представление о ревизионизме и догматизме как о единственно возможных категориях, то есть предельно общих понятиях, выражающих отношение к диалектическо-материалистической теории. То, что не является догматизмом, непременно выдается за ревизионизм и наоборот. Однако, если разобраться в этих двух понятиях, то можно убедиться, что это не так, что научное отношение к марксистской теории исключает и ту, и другую крайность.

1. Что такое догматизм?

Догматизм – это метод мышления, который превращает определенные теоретические положения в закостеневшие выводы, в мертвые фразы, применяющиеся не к конкретной действительности, а абстрактно, к любому историческому моменту и к любому месту. Он не учитывает разнообразия мира и его изменчивости, поступательного движения науки к его познанию, и, соответственно, всякая догма рано или поздно приходит к несоответствию с объективной реальностью, становится или ложной, или неполной в своем содержании (в случае, если старое знание не отрицается, но дополняется новым). Во всякой научной теории ее положения должны постоянно проверяться на истинность, на соответствие конкретным условиям. Догматики же никогда не озабочивают себя подобной проверкой, они забывают о диалектическом понимании истины, которое заключается в том, что нет никаких абстрактных истин, они всегда конкретны.

Второй огрех догматизма состоит в том, что даже верные, соответствующие действительности положения он превращает в пустые слова путем отрыва этих слов от их научного пояснения, от их аргументации, от контекста и исторических условий, в которых они были высказаны. А ведь любой научный тезис неотрывен от всех перечисленных выше операций, которым он должен подвергаться в своем исследовании. Без этого любое положение теряет свое значение и становится лишь инструментом софистики, к которой непрестанно прибегают догматики. Как пример можно привести известный лозунг Ленина о праве наций на самоопределение, которым так любят жонглировать современные «левые», «доказывая» с помощью него прогрессивность современного буржуазного сепаратизма (в частности, донбасского сепаратизма). Однако в данном случае начисто игнорируется контекст и исторические условия, к которым применим данный лозунг. Ленин применял его к тем народам, над которыми силен империалистический гнет, мешающий им сформироваться как нациям, и в полной мере развить капиталистические отношения, преодолеть феодальные пережитки (которые были сильны в колониях) и, таким образом, тормозящие их историческое развитие.              В случае с Донбассом ничего подобного не наблюдается. Нет над ним никакого колониального гнета, а капитализм там вполне развит. На данном примере прекрасно видно, как догматизм противоречит научному познанию объективной реальности и выработке соответствующей ей коммунистической программы.

Догматики воспринимают все положения на веру, труды классиков марксизма для них ничем не отличаются по своему познавательному значению от библии для верующих. Не зря их называют «попами марксистского прихода». Особую любовь они питают к пустому и бессвязному цитированию марксистских трудов. Помимо обозначенного уже вырывания цитат из контекста, они придают им самостоятельную силу. Другими словами, для них то или иное высказывание Ленина верное не потому, что оно ИСТИННО, т.е. соответствует реальности, а потому, что оно является высказыванием Ленина. Аналогия с религиозным мышлением налицо. Некоторым кажется, что к марксистским догматикам и начетчикам стоит относиться более лояльно, потому что они «наши». Однако это не так. Как уже было сказано выше, возведение в догмы даже истинных положений вредно для познавательного процесса и приводит к тому, что тот смысл, который вкладывается в эти положения, делает их ложными.

2. Теперь стоит разобраться с ревизионизмом.                                                                                                                                                           Вообще, буквальный перевод этого слова — пересмотр. И, конечно, в пересмотре тех или иных положений нет ничего антинаучного, так как мир изменчив, изменчиво и знание о нем. Однако, в марксисткой литературе устоялось другое понимание ревизионизма, и именно его придерживается автор данной статьи. И в данном понимании ревизионизм представляется только как антинаучный пересмотр положений диалектического материализма. В этом определении он является таким же оппортунизмом, как и догматизм. Для научного же пересмотра и развития теории применяется словосочетание «творческое развитие». Ленин творчески развил учение Маркса, обогатив его теорией нового этапа капиталистической формации – империализма и пересмотрел концепцию мировой революции, выявив, что социалистическая революция и дальнейшее соц.строительство может происходить в отдельной стране, если к этому предрасполагают исторические условия.

Иосиф Сталин творчески развил учение Маркса-Энгельса-Ленина, более подробно рассмотрев закономерности социалистического общества (кроме того, и Ленин, и Сталин также развивали марксизм в других вопросах, автор перечислил лишь основной их вклад в науку). Главное, что прослеживается в этом развитии, – это то, что новые теоретические положения высказывались только после тщательного научного анализа объективной действительности, после полного удостоверения великими теоретиками в соответствии этих положений реальности. Ревизионизм же пересматривает и изменяет теорию без каких-либо попыток применения научного метода, следуя каким-либо «модным веяниям» в общественном сознании и прочему мракобесию. Например, многие противники марксизма утверждают, что законы развития капиталистической формации, сформированные в «Капитале», абсолютно не применимы к современному обществу. Дескать, капитализма уже нет. Однако марксисты никогда не ставили под сомнение тот факт, что общество достаточно сильно изменилось за 150 лет, прошедшие с момента написания этого великого труда, но его основные закономерности при этом остались те же. Никаких поводов огульно отрицать теоретическое наследие Маркса нет, это не соответствует объективной действительности. Подобная ревизионистская риторика, кстати, идет не только со стороны открытых врагов марксизма – буржуазных «ученых», но и со стороны врагов скрытых – оппортунистов. Но в большинстве случаев ревизионизм оппортунистический скрыт за лозунгами верности философии диалектического материализма, под которыми при этом находится ее не менее огульное отрицание.

3. Несмотря на кажущуюся абсолютную противоположность догматизма и ревизионизма, на деле это две стороны одной и той же медали – антинаучной методологии исследования как теоретического наследия, так и наличной реальности. А поэтому оба этих течения являются оппортунистическими. Стоит отметить, что догматика в ряде случаев может быть двойственной, играя и роль щита между научной средой и невежеством, быть промежуточным звеном, но это задача отдельного рассмотрения в вопросе пропаганды.                                                                       Задача марксиста – быть ученым и стоять на позициях науки, которая выражает как объективную истину, так и объективные интересы пролетариата.                                                                                                                                                                 ИСТОЧНИК

Advertisements
Запись опубликована в рубрике Вопросы теории и практики марксизма, Оппортунизм и ревизионизм. Добавьте в закладки постоянную ссылку.