Капитализм и рабство


Как оно и ожидалось, «борцы с империализмом США» официально возродили институт рабства и организовали невольничий рынок.
В связи с чем хотелось бы написать несколько слов относительно отношения рабства и капитализма.
Для анализа явления — а именно, фактов существования в рамках капиталистических в целом отношений,отношений  рабства, для нас важны следующие базовые тезисы:
— капитализм, равно как и любая другая формация, основанная на анархии производства, не может развиваться равномерно,
— любая эксплуататорская общественно-экономическая формация содержит в себе черты предыдущих формаций за счет неравномерности развития,
— эксплуатирующий класс в силу самого характера эксплуатации не остановится ни перед чем ради максимизации дохода.
Начнем с того, что эксплуатация — это одна из форм присвоения человека человеком. Постольку, поскольку конкретный товар «рабочая сила» в каждом конкретном случае неотделим от человека, присвоение этого товара есть присвоение и человека. Просто рабство это делает в наиболее варварской и грубой форме. Поэтому рабство как таковое никоим образом не нарушает самую общую эклономическую закономерность капитализма — присвоение чужого труда. Другое дело, что условия его существования сузились и перешли в другие формы. Поэтому мы в условиях наиразвитых капиталистических стран, где много лет господствуют самые раскапиталистические отношения, а рабство законодательно запрещено, то и дело видим это самое рабство то там, то тут. Нелегальная торговля иммигрантами, проститутками, детьми, многочисленные формы долгового рабства (например, в Латинской Америке, которая вовсю клепает машины для европейских автоконцернов, собирает двигатели для авиалайнеров, которая основательно застроена добывающими и перерабатывающими заводами, уже второй век безуспешно борются с системой пеонажа), ну, и так и не развалившаяся в ядерной и софтверной державе Индии кастовая система.
Основным условием для многообразия форм эксплуатации является неравномерность экономического развития. «…капитализм не был бы капитализмом, ибо и неравномерность развития и полуголодный уровень жизни масс есть коренные, неизбежные условия и предпосылки этого способа производства.» — писал В.И.Ленин.                                                            Многообразие условий рано или поздно создают локально такие условия, когда рабский труд, непроизводительный в целом, начинаем в частном быть мало того, что производительным, но и невероятно эффективным. Английский марксист Д.Уоддис, специализировавшийся на вопросах колониализма и постколониального империализма (см. Д.Уоддис. «Новые теории революции», или его же «Африка. Причины взрыва» ) вполне подробно исследует эти условия. Закономерностью являеться, что капитализм в значительной степени СОХРАНЯЕТ и приспособляет в своих целях докапиталистические способы эксплуатации в частных случаях. Зачем платить за рабочую силу, если можно получить БЕСПЛАТНУЮ рабочую силу, согнав в рамках феодальной повинности крестьян на ремонт дороги? В таком случае нет никакого смысла уничтожать сословные привилегии и вообще, надо беречь местных феодалов как зеницу ока.  С рабовладельцами та же ситуация — бурские республики яростно защищали в том числе и рабство, которое процветало в хозяйстве Трансвааля и районе Оранжевой реки. При этом бурские республики были нормальными буржуазными государствами. Просто в тех условиях раб был выгоден. Да, классические рабы не могут эффективно работать на заводе, но в Трансваале не было особых заводов, зато мотыгой надо было работать много — а для этого и раб сгодится. Неравномерность развития, ЗАКОНОМЕРНО сохраняющая область применимости рабства, создает объективную предпосылку для рабства. Работорговцы из ИГИЛ — это нормальные капиталисты, которые торгуют востребованным товаром, а рабовладельцы — это такие же нормальные капиталисты, которые сумели максимизировать рабочий день до 24 часов в сутки и заключить бессрочный контракт без права одностороннего разрыва со стороны работника. При капитализме это не противоестественно, это закономерная часть его — когда кладешь плитку на стену, всегда приходится часть плитки подрезать, чтобы по размеру подошла. Вот локальные случаи рабства — это такой «обрезанный» капитализм, абсолютно необходимый там, где условия не позволяют иначе иметь максимальную прибыль.
Субъективной же предпосылкой докапиталистических форм является полная и абсолютная бессовестность класса эксплуататоров, т.е. отсутствие любых мыслимых субъективных ограничений для обогащения. В отличие от распространяемых романтиками капитализма представлений, что рабовладелец — это либо психически ненормальный или очень отставший в социальном развитии человек, рабовладелец является полной психической и социальной нормой, рационально сравнивающий дебет с кредитом и делающий из этого вывод о том, что купить раба-рикшу дешевле, чем машину, а секс-рабыню — чем каждый день покупать проститутку. Попадая в условия капитализма, где рабы относительно дороги из-за общей дороговизны  рабсилы, он будет вполне стандартным буржуа — что мы можем убедиться на многочисленных примерах за несколько часов пелета «цивилизовывающихся» африканских царьков и саудовских шейхов.                                                                                                                                                                   Иван Бортник

Реклама
Запись опубликована в рубрике Общество, Публицистика и заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.