Принцип партийности и аполитичность


Отношение народных масс к политической жизни, как правило, всегда было холодным. Она считается прерогативой «больших шишек» и сильных мира сего. К тому же политика постоянно дискредитируется властями и вместо адекватных деятелей нам показывают клоунов. В СМИ либеральную общественность представляет шут Жириновский, коммунистов — православный черносотенец Зюганов, также дела обстоят и с другими общественными движениями. Более достойным представителям той или иной политической линии доступ к широким информационным каналам закрыт.
Разумеется, подобное положение дел выгодно правящему классу, этот кремлевский кукольный театр именуется властями как «настоящая политика». Таким образом у народа появляется отвращение к политической жизни вообще.
Также от политики людей отталкивает и господствующий в общественном сознании идеалистический подход к истории с его теориями элит (позитивистская теория, объясняющая общественную жизнь, в которой творцами истории является мизерный процент людей, «рулящий» безвольной инертной массой быдла) и огромным преувеличением роли личности в истории.
При таком подходе народные массы не осознают себя истинными творцами истории, а политика для них становится чем-то очень далеким от насущной жизни.
По вышеназванным причинам большой процент людей является аполитичным. Более того, аполитичность преподносится как рациональный взгляд, который пытается посмотреть на общественные перипетии сверху и избавиться от односторонности, будто бы присущей всем политическим движениям, находящимся в беспрестанном противоборстве. Но действительно ли индифферентность и отстранение от всех политических течений позволят беспристрастно посмотреть на общественную жизнь?

В марксизме действует принцип партийности, который является фундаментальным в области философии. Он утверждает, что все без исключения философские теории делятся на два больших лагеря: идеализм и материализм. Третьего не дано.                                                                                                            Попытки создать независимую от двух философских партий линию были тщетны, а то, что получалось в ходе этих попыток, представляло собой всего-лишь замаскированный идеализм. Однако это вовсе не означает однозначной односторонности той или иной теории. Материализм на протяжении всей истории пытался дать рациональное объяснение мира, идеализм же пытался заменить реальный мир потусторонним, действительные вещи всяческими «божественными сущностями».                     С появлением марксисткой теории компромисс между материализмом и идеализмом окончательно стал компромиссом между истиной и ложью.
Именно материализм объясняет мир во всем его многообразии и лишен какой-либо односторонности. Партийность распостраняется и на общественные науки, так как из общих мировоззренческих позиций вытекают и положения о тех или иных формах бытия.
Причина такого глубокого разделения в философии и общественных науках кроется в общественном антагонизме, делении его на классы. Угнетенные и угнетаемые имеют совершенно разные цели. Эксплуататорские классы всегда пытались сохранить существующий порядок вещей, соответственно этим мотивам они являлись носителями соответствующего мировоззрения. Оно являлось реакционным, отрицало всякую необходимость в прогрессивном развитии общества. Революционные же классы (до прихода капитализма революционными классами были эксплуататорские, но они ставили реформировали общественное производство, делая его более развитым и соответствующим развитию производительных сил, и их роль была прогрессивной) всегда пытались раскрыть суть вещей и вырабатывали прогрессивное мировоззрение. Соответственно и все парадигмы в общественных науках можно разделить на реакционные и прогрессивные.
Возможно ли как то уйти от принятия той или иной парадигмы? Всем людям присуще то или иное мировоззрение, все люди имеют те или иные позиции по отношению к объяснению общества.
Человек может игнорировать философию, но в своих рассуждениях о бытии (даже в самых невежественных) он так или иначе затрагивает философские вопросы. Тем самым он стихийно встает на те или иные позиции. Так же и по отношению к обществу. Даже самый аполитичный человек позволяет себе высказывания о тех или иных деятелях, о тех или иных течениях. Тем самым он стихийно, неосознанно принимает ту или иную линию в политике. Более того, эта стихийность очень часто приводит к тому, что человек становится на реакционные и мракобесные позиции.
Тот, кто игнорирует важные общественные вопросы не пытается рационально их разрешить, найти истину — игнорирует общественные науки и соответственно принимает антинаучные парадигмы. Конечно, общественное бытие при капитализме способствует к принятию стихийно-революционных позиций, но обратное влияние всяческих предустановок тоже велико.
Таким образом, те, кто считает себя аполитичными, безразличными к общественным проблемам, являются реакционными силами поддержки буржуазии.
Действительными творцами истории являются народные массы. Накопление классовых противоречий рано или поздно приводит к началу глубоких общественных потрясений, в которых включаются все без исключения. Скрыться от них можно лишь при полной изоляции от общества. Массы вступают в борьбу, и позиция человека при выборе той или иной стороны в борьбе зависит от его политических установок. И люди, игнорирующие политику, выбирают позицию исходя из своих стихийных установок.
Ярким примером является гражданская война в России, про которую говорят: «брат пошел на брата, сын на отца». До ее начала крестьяне и рабочие в большинстве своем абсолютно индифферентно относились к вопросам общественной жизни, но когда революционные события затронули каждую деревню, каждый дом, то эти индифферентные массы включились в этот акт классовой борьбы между реакционной буржуазией и прогрессивным пролетариатом.                                                                                      И чтобы понять, кого действительно необходимо поддерживать в борьбе классов и разрешении общественных антагонизмов, необходимо иметь последовательную политическую позицию.                                                                     Безразличие же к этим вопросам ведет к присоединению в лагерь холуев буржуазии.                                                                        Именно поэтому современные буржуа культивируют всяческую беспартийность, индифферентность и аполитичность.                                                                                 Изучение же общественной науки и выработка последовательного передового мировоззрения народными массами подрывает позиции угнетателей и приближает социалистическую революцию, несущие освобождение человечеству от всяких форм эксплуатации.                                                                                                                                           ИСТОЧНИК

Advertisements
Запись опубликована в рубрике Вопросы теории и практики марксизма, Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.