О беспорядках в Фергюсоне


Не так давно американский город Фергюсон потрясли митинги чернокожего населения, связанные с тем, что белый полицейский застрелил парня-афроамериканца. Этот факт дал повод подумать о сущности антирасизма, а также феминизма, который во многом на него похож.
Подобные выступления в США — не редкость, и интересны тем, что имеют две стороны.
Первая — это вполне понятное выступление пролетариев против нищеты, которая особенно царит среди чернокожего населения, так как изначально оно находилось на самых низах социальной и экономической иерархии.
Но вот вторая сторона заключается в том, что эта обособленность нищеты приводит к тому, что лозунги выделяются не совсем социальные, а националистические, но со стороны национализма угнетенной нации,      и вопрос о том, насколько такие лозунги прогрессивны, требует пристального внимания.
Насколько коммунисты должны поддерживать и сочувствовать такой обособленной борьбе отдельных социальных слоев в рамках угнетенных классов?                                                                                                                                                            Две самых значительных идеологии подобной борьбы представлены феминизмом, как борьбой женщин против неравенства полов, и антирасизмом, как борьбой против национальной и расовой сегрегации. Далеко ли может продвинуться их борьба под такими лозунгами, которые обособляют одну из сторон всеобщего угнетения человека человеком при капитализме и ставят ее в центр своей идеологии?                                                                                                                                                          Эти выступления можно было с некоторой натяжкой назвать прогрессивными в те времена, когда униженное положение женщин и угнетенных наций было закреплено законодательно и прямо поддерживалось государством.                                                                Но было достаточно эпизодов борьбы против этого, и правящие классы для того, чтобы остудить социальный пожар, отменили законы, которые прямо регламентировали национальное и половое неравенство. Однако очень нерадостным сюрпризом для феминистов и антирасистов было то, что ни женщины, ни черные не избавились от своего униженного положения, потому что не в буквах закона заключается корень эксплуатации и угнетения, а во вполне материальных, собственнических отношениях. Но способны ли феминисты и антирасисты что либо сделать с этими отношениями? Уж точно нет, потому что это возможно только с помощью той идеологии, которая объявляет войну этим материальным отношениям в противовес тем «местническим идеологиям», которые хотят избавить отдельно женщин от кухонного рабства или чернокожих от нищеты и не понимают того, что дело уничтожения этих социальных пороков полностью совпадает с делом уничтожения того, что их порождает, то есть частной собственности на средства производства.
Время обособленных феминизмов и антирасизмов прошло, потому что эти идеологии уже добились всего того, на что они способны. Дальше они могут лишь гнить, превращаясь из движений за освобождение женщин в простое мужененавистничество, а из антирасизма угнетенных наций — в расизм угнетенных наций, что мы сейчас и видим.                                                  Только на основании марксизма как самой адекватной и передовой парадигме общественной науки возможно полное освобождение угнетенных классов, а вместе с тем и различных социальных групп в рамках этих классов.
Когда феминистки обвиняют марксизм в том, что он смотрит только на экономику, а на положения полов не обращает внимания (также и с антирасистами, которые винят марксизм в игнорировании национальных отношений), то это является сплошной чушью с их стороны.                    Марксизм, наоборот, понимает сущность общественных отношений куда более глубоко и поэтому предлагает такие действия, которые действительно способны положить конец всякой эксплуатации. Коммунисты не вырывают из взаимосвязанной общественной жизни и не абсолютизируют ни одну из сторон действительности.                                                                                                                                                  ИСТОЧНИК

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вопросы теории и практики марксизма, Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.