Левый блюз


Однажды один товарищ задался резонным вопросом: «А почему среди многочисленных жанров «левой» рок-музыки нет такой разновидности, как блюз?»

На эту тему я пообещал написать текст для блюза, но как-то забылось. Сегодня в метро попытался реализовать – сочинить текст. Нет, ребятки, у меня не получилось. Конечно, во времена студенческой молодости у нас каждый первый мог что-то стихотворное сочинить, процентов 20 могли сочинить не только удобоваримое по форме, но и даже на заданную тему. Однако я не просто переоценил свои таланты, но столкнулся с концептуальным вопросом, резко усложнившим все дело.

Что такое блюз с мировоззренческой точки зрения?

Традиционный блюз – это не просто музыкальное произведение в определенном ритме, в первую очередь мировоззренчески пессимистическое произведение. Негры на плантациях не имели особых причин к радости. До сих пор основная тематика блюза при тех или иных девиациях составляла довольно-таки ограниченный список:

— беспросветный труд,
– тягости нищеты,
– неудачная любовь,
– религия (христианство с официальной идеологией подготовки к смерти не располагает к радости),
– болезни и смерть близких,
– преследование со стороны полиции.

Вроде бы коммунисты, резко выступающие против капитализма, должны за эту тематику ухватиться – нет темы ближе, чем критика классового общества и его порядков. Но есть одна маленькая деталь: критика капитализма никак не равна коммунизму. Коммунист, сочиняющий блюзовую песню о тягостях жизни пролетария, абсолютно ничем не отличается от негра, не имевшему никакого представления о коммунизме и социапьный идеал видевший в лучшем случае в соседской общине, а как правило и далее прибавке к зарплате не шел. Только позитивная программа, коммунистический социальный идеал, противопоставленный капиталистической действительности, может коренным образом отличать левую песню от простой критики, не выходящей за рамки обычного буржуазного нигилизма или критицизма. Но такой подход напрочь уничтожает основу блюза – пессимистическое мировоззрение. Не может быть никакого, абсолютно никакого пессимизма у коммуниста – он знает, что делать и как делать, чтобы искоренить указанные беды, для него нет бед абсолютных, равно как во всех социальных проблемах он не видит ничего собственно ВНЕШНЕГО, отчужденного от человека. Наоборот, все внешние силы, которые угнетают человека, он осознает как рукотворные, которые человеку же вполне под силу скинуть при условии, если человек понимает законы общества. В этом и состоит основной постулат соцреализма – реальность рассматривается сквозь призму социального оптимизма, основанного на познании законов общества.

Однако значит ли эта проблема, что блюз как жанр не может быть использован музыкантами-коммунистами?

Безусловно, может. Во-первых, на мой взгляд есть определенная мера социального оптимизма, который может, не выходя из жанровых канонов того, что мы имели на сегодняшний день, качественно изменить содержание песни, повествующей о страданиях пролетария. Однако, сразу скажу – это требует определенного таланта. Например, лирический герой может после описания своих бед и горестей высказать надежду на лучшее. Но это надо сделать тонко, чтобы форма и содержание гармонично соответствовали.

Во-вторых, блюз может использоваться в прежних же формах, обыгрывая сюжеты, связанные с борьбой за коммунизм. Таким сюжетом может быть тоска отца по сыну, ушедшему в партизаны (разумеется, в красные партизаны), А уж разновидности «тюремного блюза» в данном случае – тема поистине неисчерпаемая. Почему герой, звеня кандалами под ритмичный блюз, обязательно должен быть негром, укравшим что-то по-мелочи или неудачно подравшимся с полицейским? Негры могут столь же успешно отхватить репрессий по более возвышенному поводу – и комдвижение США имеет длинный синодик таких негров. В-третьих, процесс борьбы за коммунизм и построения коммунистического общества чреват огромными страданиями и потерями, которые сами по себе достаточны, чтобы наполнить блюз фирменной грустью. У меня например, родилась фабула следующего содержания – погибший красноармеец, высказывающий посмертно сожаление, что не дожил до светлого будущего:

«Солнце костром
Над миром взовьется
И разольет
Свой горячий потоп.
Сердце мое никогда не забьется –
Мне его пулей прошил Перекоп.

Трактор пройдет
По целинной равнине,
Первую сваю копр забьет
О ДнепроГЭСе над бездною синей
Все мы мечтали в тот яростный год

Песни и смех
Наших юных потомков
Что полетят над страною, звеня,
Мне не угнаться за вами вдогонку
Это все будет
Уже без меня…»

и т.д.

Приблизительно на мотив основной темы из фильма Сержио Николаелеску «Комиссар полиции обвиняет».

А вообще, практически любой сюжет можно обработать в блюзовом жанре. «Дан приказ ему на Запад, ей – в другую сторону» – готовый сюжет. Убрать бодрячок – и уже готова оптимистическая трагедия.

Короче, нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики. Сегодня в газете, завтра в куплете…

Иван Бортник

Реклама
Запись опубликована в рубрике Публицистика и заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.