Холмс и современная поп-культура


Один из главных пороков современной поп-культуры заключается в сознательной примитивизации образа Героя. Как правило Герой не привык думать. Он сражается со злодеями, игнорируя при этом зло.  Что это значит? Здесь уместно процитировать отрывок из произведения «Этюд в багровых тонах»:

«Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца, – этому я просто не мог поверить!

— Вы, кажется, удивлены, – улыбнулся он, глядя на мое растерянное лицо.
— Спасибо, что вы меня просветили, но теперь я постараюсь как можно скорее все это забыть.
— Забыть?!
— Видите ли, – сказал он, – мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите.

Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных.

— Да, но не знать о солнечной системе!.. – воскликнул я.
— На кой черт она мне? – перебил он нетерпеливо. – Ну хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мывращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?»

Такое мировоззрение предопределяет всю деятельность детектива. Уничтожение преступников, сохраняя при этом саму преступность.

В самом деле, Холмс выступает в роли рыцаря, сражающегося с тысячеглавой гидрой. Холмс срубает одну голову, но на ее месте вырастает две новых. Однако это бесконечное и бессмысленное по сути занятие вовсе не заставляет Шерлока сменить тактику. Например, попробовать ударить в живот, спину или проткнуть клинком сердце. Нет, Холмс специализируется только на головах. Он единственный в мире знает длину шеи чудовища, его размер глаз и когтей, чем не преминет похвастаться перед окружающими его людьми.

Тут следует задать актуальный для всей комиксовой, голливудской и прочей братии героев брехтовский вопрос: «Что такое ограбление банка в сравнении с основанием банка?»

Холмс, как и прочие супермены, действует в рамках системы. Он занят следствиями и ему нет дела то причин. Нищета, экономическое неравенство, дефицит, эксплуатация, конкуренция и наконец, частнособственнические отношения – все это порождает волну самых ужасных преступлений. И все это игнорирует Холмс. Это забивает его драгоценную голову «излишним хламом».

Однако он отличается от ряженых мстителей в масках своей честностью. Он осознает, что его деятельность направлена в первую очередь на уничтожение скуки. Раскрывать злодеяния для него хобби. Преступлений не станет меньше, существуй хоть тысячи Шерлоков Холмсов. Изменится разве что численность тюрем.

Насчет Голливуда ситуация складывается совсем скверная.

Да, ваши герои спасают мир.

Но стоит ли его спасать?                                                                                                                                                   ИСТОЧНИК

Запись опубликована в рубрике Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.