О сущности морали


Почему нам так важно разобраться с вопросом о сущности морали?
1) Непонимание морали, а точнее ее положение в общественном развитии, порождает множество ошибок и заблуждений в самых разных вопросах.              2) Отрицание буржуазной морали сводится к отрицанию морали вообще, что является идеализмом в «прогрессивной» обертке.
Начнем. Первый пункт:
Что же такое мораль?

Мораль – это система добродетелей и пороков, служащая для регулирования поведения индивидов в обществе. Она же есть продукт общественных отношений. А потому моральные принципы, взятые вне общества, это – пустая абстракция, поповщина, идеализм.

Поэтому разговоры об «абсолютной морали»,« единственно верной нравственности» и т.п. являются не более, чем надутым пустословием. В мире существовало и существует тысячи различных этических систем. О чем это говорит? Об их равнозначности и равноправии для нас? Отнюдь! Мысль об этом просто смехотворна. 

Разнообразие моральных авторитетов подтверждает лишь тот факт, что какой-либо отдельный моральный «закон» это не что-то врожденное, а напротив — результат общественных отношений. И это подтверждает история всего человечества. 

Возьмем, к примеру, категорию эгоизма, которая одновременно является пороком в первобытнообщинной формации, и добродетелью при капитализме.                                                                                                                        Почему?                                                                                                                                      Потому что всякая мораль направлена на регулирование поведения, а, следовательно, и на сохранение существующих порядков, устоев. Если эгоизм вреден для первобытного племени, которое существует, как единое целое, как единый организм, то для капитализма эгоистичность людей – это один из краеугольных камней, которые поддерживают существующую эксплуатацию и неравенство. 

Таким образом, мы подошли к важному выводу: мораль вторична, мораль есть следствие, есть результат системы. Поэтому популярная басня «нам всем надо начать с себя и вот тогда заживем!» — это мелкобуржуазная нелепость.
Продолжим. Второй пункт: Отрицание буржуазной морали не есть отрицание морали вообще. 

Хорошо, но какой морали тогда должен придерживаться коммунист? 

Во-первых, для коммуниста, который обогатил свою память знанием всех богатств, которое выработало человечество, не нужен никакой свод заповедей, никакой кодекс или универсальный закон. Просто потому что умение мыслить диалектически лишает человека устаревших догм, таких как «не убий», «не воруй», «не обмани» и т.д.

В экстремальных ситуациях, как война, уличная потасовка и пр. эти заповеди не работают, так как над человеком властвует инстинкт сохранения. В комфортных же или спокойных ситуациях специальный регламент этих заповедей попросту не нужен.

Во-вторых, материалистическое понимание природы и общества уже само по себе формирует представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, в рамках исторического развития и личного опыта. 

Коммунист не станет вредить окружающим ради личной выгоды вовсе не из-за веры в боженьку, страха перед законом или кармы. Напротив, только материалистический взгляд дает научное представление о природе и социуме, а, следовательно, и представление о классовой структуре общества, которой присущ дух коллективизма.

Итак. Из вышесказанного можно выделить несколько ключевых моментов:

1. Оценка общественно-экономических формаций невозможна исключительно с позиции морали, ибо носит субъективный характер.

2. Моральные представления – это продукт общественных отношений. Мораль вне общества, равно как и общество вне морали, это – абстракции, лишенные содержания.

 

ИСТОЧНИК

Advertisements
Запись опубликована в рубрике Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.