Клара Цеткин. 8 МАРТА — ШАГ К МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ


K.Cetkin.8 marta8 марта 1917 года — 8 марта 1927 года
Международный коммунистический женский день — международный пролетарский революционный праздник — шаг к мировой революции.
Его начали работницы Ленинграда — 8 марта 1917 г.
На площадях неудержимо двигаются, напирают, теснятся возбужденные, требующие народные массы: рабочие, мещане, студенты, интеллигенты, крестьяне из пригородных деревень, солдаты разного рода оружия, многие из них калеки, раненые, ободранные. Среди этой смешанной пестрой толпы бросается в глаза бесчисленное множество женщин. Они двигаются сплоченными массами, руководимые работницами от станка, объединенные общностью стремлений. Массы демонстрируют против сил, сеющих гибель и смерть, против войны и царизма. Над этой клокочущей восстающей массой, которая теперь уже не отступит ни перед казацкой нагайкой, ни перед орудием царских солдат, реют, подобно буревестникам требования женщин, резкий, всюду проникающий призыв: мира, хлеба, свободы, выборного права для всех, полного уравнения в правах женщины!
Твердая, непоколебимая рука ленинградских работниц бьет во все колокола революции!
Выступление готовых к борьбе женщин показывает, что революция наступила.
Старое могущество дворян-помещиков, молодое, капиталистическое могущество промышленников и банкиров, все царское государство были так глубоко потрясены до основания последней империалистической войной, что наиболее угнетенные из угнетенных, отягощенные трудом и заботами женщины вышли с протестом на улицу. Они оставили свои темные углы, где протекала их непроглядная, серая жизнь и не опасаясь более свистящих над их головами нагаек и направленных на них дул, бросились, стеная на улицу, жалуясь и обвиняя, требуя своих прав, ставя целью добиться нового государственного и общественного порядка.
Выступление пролетарок Ленинграда 8 марта 1917 г. свидетельствует о том, что женщины созрели и как борцы революции сумели творчески направлять ход исторических событий.
*****
2-я международная конференция коммунисток в Москве в 1921 году оценила громадное историческое значение ленинградского выступления работниц.
По предложению болгарских товарищей конференция единогласно постановила под всеобщие неумолкаемые аплодисменты, что международный женский день должен иметь место ежегодно в день 8 марта.
Конференция энергично подчеркнула революционное значение и революционные задачи женского международного дня.
Еще в 1910 году, на 2-й международной конференции социалисток в Копенгагене, когда утверждалось празднование международного женского дня, пред ним ставились революционные задачи, но реформисты II Интернационала опошлили его содержание.
2-я международная конференция коммунисток поставила женский день под историческое знамя русской, пролетарской революции.
Октябрь, свергнув царский абсолютизм, сумел объединить народы старой России в Союз Социалистических Советских Республик. Октябрь разрастается до всемирной революции. В этой связи заключается сущность и цель Международного женского дня. Он должен во всех своих проявлениях служить пролетарской мировой революции.

                    За бледным Февралем следует красный Октябрь
Русская февральско-мартовская революция была политическо-буржуазной революцией, иначе говоря, была «половинчатой» революцией. Но раньше еще, чем мечтающие социал-патриоты и социал-пацифисты II Интернационала, восторгающиеся демократией, реформами, коалиционными правительствами, успели опомниться, русские рабочие под руководством большевиков к ужасу реформистов превращают «половинчатую» буржуазную революцию в пролетарскую — полную.
Пройдя тяжелый опыт борьбы с временным правительством в продолжение восьми месяцев русские рабочие научились тому, чему широкие рабочие массы капиталистического Запада, несмотря на тяжелые испытания, не смогли научиться в течение 10 лет. Они не могут понять, что пролетариат не должен оставлять государственной власти в руках жадной эксплуататорской буржуазной демократии, что задача пролетариата поскорее овладеть государственной властью, чтобы революционным кулаком раздробить голову гидре контрреволюции. После падения самодержавия буржуазно-либеральные партии и правящие с ними в дружбе меньшевики и социал-революционеры не принесли трудящимся ни мира, ни хлеба, ни свободы, «чистая демократия» не сняла с рабочих и работниц давящие их цепи капиталистического рабства, не обеспечила крестьян землею.
Как вечно неугасающая звезда, горит в истории заслуга большевистской партии, воспитавшей под гениальным руководством Ленина авангард русского пролетариата в революционном сознании, объединила и организовала его для революционного дела и обеспечила ему союз с крестьянством. «Вся власть Советам», это — боевой лозунг, а в скором времени ликующий победный клич революционного пролетариата. За бледным Февралем следует раскаленный красный Октябрь. В советском строе устанавливает пролетариат свою классовую диктатуру, проведение которой поручает своей революционной, классовой партии большевиков.
Молодая советская власть разрывает кровавые договоры о войне царизма и «чистой демократии» с империалистами Антанты и заключением мира с немецким империализмом, останавливает его захватнические стремления в России, она отменяет частную собственность на средства крупного производства, которые являются основанием капиталистической и феодальной эксплуатации и порабощения трудящихся. Советская власть утверждает революционное пролетарское право и социализм.
Советское государство провело те меры, которые никогда не проведет государство буржуазное. Оно проводит национализацию земли и передает ее в свободное пользование крестьянства. Благодаря национализации промышленности и торговли, средств передвижения, банков и кредитных учреждений, благодаря государственной монополии внешней торговли, советская власть занимает командные, хозяйственные высоты, создавая необходимые условия гегемонии пролетариата и осуществления социализма. Она создает «Красную армию», которая в беспримерной героической борьбе отбрасывает врагов, как внешних, так и внутренних, в какой бы оболочке они ни появлялись. Заодно с советской властью борется и побеждает страстное стремление, железная воля, безграничная героическая самоотверженная отвага миллионов, которая добивается новой, свободной, культурной жизни.
После годов кровавой интервенции, хватающей за горло блокады, все уничтожающей гражданской войны, оставшаяся победительницей пролетарская революция направляет все свои творческие силы в дело социалистического строительства Советского Союза.
Сколько бы еще развалин ни покрывало землю, сколько бы пережитков старого ни стремилось вырваться наружу, какие бы неслыханные трудности и опасности ни вставали навстречу новому, неудержимо и смело продвигается вперед социалистический переворот. Беспредельное государство Советского Союза, строящее социализм, представляет из себя могущественное явление времени.

                                    Женщины верны Октябрю
В Советском Союзе 8 марта 1927 года вся сила действующего пролетариата направлена на осуществление социализма. В странах капитализма угнетенный и раздавленный пролетариат является еще рабом капитализма. И там и здесь собираются бесчисленные тысячи мужчин и женщин. Над ними развевается красное знамя Коммунистического Интернационала. Перед глазами этих тысяч встают с наглядностью картины за картинами из истории русской революции, которая является началом мирового переворота. Их уши улавливают ясные решительные голоса женщин, которые 10 лет тому назад в Ленинграде придали кануну красного Октября такую характерную черту. Великое историческое обещание 8 марта 1917 года, что женщины дадут толкающую вперед революционную силу, блестяще выполнено и выполняется ежедневно в дальнейшем, не только в Ленинграде и в Москве, но и в Туле, Твери, Иваново-Вознесенске, во всех больших промышленных центрах и даже отдаленных деревеньках.
1917 год. Большевистская партия мобилизует и воспитывает штаб способных, самоотверженных пропагандисток, женщин-агитаторов и организаторов революционной работы на фабриках, заводах, учреждениях, в аудиториях, во всех пролетарских кварталах и казармах. Она мобилизует женщин на борьбу с грубой классовой диктатурой буржуазии, на борьбу с трусливым предательством революции меньшевиков и социал-революционеров.
Везде, где раздается мощный призыв Ленина к захвату власти, проливается также и женская кровь за победу пролетарской революции. В тяжелые времена после победы, когда мужское население своей грудью отстаивает на всех фронтах напор надвигающейся контрреволюции, напрягаются все силы ума и рук женщины, чтобы не останавливались колеса хозяйства и правления, горячо и сильно бьется их сердце в социальной жизни. Они борются с голодом, холодом, эпидемиями, они стоят на милиционерских постах, они роют окопы и возводят защитные укрепления перед наступающими войсками белой армии, они работают на фронте «красными сестрами» и сражаются в рядах Красной армии, не отставая от самоотверженных братьев.
Советское государство преодолевает неимоверные трудности, чтобы остаться победителем. Оно может победить силы открытой и скрытой контрреволюции только потому, что и женщины встают на его защиту и, перенося всевозможные лишения, трудятся, борются, умирают. Дорога, по которой продвигаются трудящиеся женщины Советского Союза, с 8 марта 1917 по 8 марта 1927 года усеяна каменьями и шипами, она пропитана потом, слезами, кровью женщин и все же она — триумфальная дорога. Пролетарская революция платит женщинам верностью за верность. Несмотря на то, что Советский Союз должен еще быть опоясан мечом, он с страстным усердием занялся делом строительства, и камень за камнем растет строение социализма. Вполне равноправные женщины всех национальностей и рас работают над постройкой этого нового здания, где они, свободные, будут жить и трудиться, где они должны развить все заложенные в человеке способности. Пролетарская диктатура не удовлетворяется только изданием текстов законов об уравнении прав мужчины и женщины во всех социальных отношениях, она стремится положить прочное экономическое основание этому праву, привлекая женщин к активному участию в строительстве. Она призывает и воспитывает их для того, чтобы они исполнением долга в отношении общества доказали, что они являются такими же ценными членами этого общества, как и мужчины. Государство пролетарской диктатуры возвышает материнство из дела частного,
личного в высокую социальную функцию, при таком положении вещей наибольшее влияние пролетарская диктатура оказывает на чувства, мысли, на всю жизнь женщины Востока, заходя вглубь Средней Азии и действуя особенно сильно среди магометанского населения.
Там, где женщина носит еще на себе тяжелые цепи религиозного и бытового рабства, равноправие является поистине настоящей революцией. Там пробуждается новая жизнь, о которой едва можно было мечтать. Где бы и когда бы ни зазвонили призывные колокола социалистического строительства, радостные и энергичные женщины уже у работы.
Везде, где творческая сила пролетарской революции выявляет себя в стремлении к социалистическому строительству, проникают женщины, толкают вперед, захватывают в свои руки инициативу, умело подходя к задачам, разбирая их и добросовестно выполняя. Их советы и дела везде, в особенности же там, где благополучие матери и ребенка требуют осуществления социалистических принципов.
Призывы Советского Союза к социалистическому строительству в наш международный женский день звучат повелительно и в то же время радостно. Женский день вербует новые массы трудящихся для великого дела. Новые ясли, общественные столовые, курсы грамотности, профессиональные курсы, открывающиеся в день 8 марта, указывают на сделанные успехи и на выдающееся участие в нем женщин. По этой громадной уже проделанной работе можно судить о том, какой колоссальный труд еще должен быть затрачен для завершения социалистического строительства в целом. Но не видно ни упадка энергии, ни уныния перед предстоящей еще колоссальной работой и связанными с ней затруднениями. Работа будет победоносной! Судьба миллионов требует этого. Миллионы женских голосов обещают это. Воля миллионов — трудоспособная, непоколебимая строительная сила. Социальный и культурный сдвиг женских масс за 10 лет с 8 марта 1917 года утверждает веру в окончательную победу социализма.

                                       «Стабилизация» капитализма
8 марта 1927 года в Советском Союзе и в капиталистических странах демонстрируют мужчины и женщины, которые видят в социализме своего освободителя. На ряду с расцветающим социалистическим порядком в Союзе Советских Социалистических Республик видят они «стабилизирующийся» капитализм буржуазных стран. Историческая вина и трагическая судьба рабочих масс в высоко развитых капиталистических странах Запада заключается в том, что, одураченные и обезличенные вождями II Интернационала, Шейдеманом, Гаазе, Каутским, Вандервельде, Блюмом, Макдональдом  и подобными им, перед угрозой надвигающейся мировой войны они не осмелились даже подумать о восстании для своего освобождения. Но последствия мировой войны, возросшие противоречия в капиталистическом хозяйстве и буржуазном обществе, отголоски пролетарской революции в России, революционные вылазки передового пролетариата в Германии и других государствах, все это вместе взятое потрясло капитализм до самого его основания. Но только в одной России учение Ленина о том, что мировая война должна перейти в гражданскую войну  и в революцию, проникло в сознание пролетариата и заставило его действовать.
Таким образом капитализм мог снова окрепнуть. Капитализм хвастается в статистических отчетах своим оздоровлением, своими красными щеками, а в хозяйстве разрешает своим туго натянутым мускулам поиграть на горле и на спинах пролетариата и «мелких людишек». Капитализм создает на широком базисе буржуазного общества быстро растущую армию нищих, во главе его несет миллиардеров, власть которых неслыханно возрастает. Капитализм приводит в порядок буржуазный мир и управляет им, он попирает твердой ногой, более твердой, чем когда-либо, народы Северной Африки, от Марокко до Египта, Сирии, Индонезии, в Индии и во французских колониях на востоке. Он стремится хитростью и силой завладеть властью для эксплуатации народов Азии. Он протягивает свой жадный кулак к Китаю. Он косится, исполненный ненависти, жаждущий золота и власти, на Советский Союз. Небольшое количество промышленных князей Германии, Франции, Британии, Америки и еще меньшая часть банковских и финансовых королей в Лондоне и Нью-Йорке предрешают сегодня не только вопрос об условиях жизни, но и о самой жизни бесчисленных миллионов.

                      Капитализм и положение трудящихся масс
Капитализм утверждает свою временную стабилизацию на жестокой эксплуатации масс.
Трудящиеся всех государств буржуазного порядка извиваются в смертельных когтях стабилизирующегося капитализма, который увеличил и улучшил свой аппарат. Он усовершенствовал технические орудия производства и, опытный в работе, целесообразно организовал процесс выработки и распределение товаров. Средства, время, силы экономятся. Но паче плоды работы. Каковы же социальные результаты? Имеющие силу в промышленности, в хозяйстве, в торговле владыки бирж и банков сгребают сказочные богатства, возрастает мучительная пытка механической работы, удлиняется рабочий день, понижается заработная плата того, кто своим трудом добывает эти сказочные богатства,многие сотни тысяч вместо черствого куска хлеба получают голод безработицы. Все эти явления в капиталистическом мире носят красивое название: «рационализация хозяйства». Стабилизирующийся капитализм завершает благодаря рационализации свое влияние в государстве и в общественной жизни. Для этой цели через своих агентов и дельцов в парламентах, в правительствах, в административных учреждениях он заставляет «сокращать» учителей и учительниц, чиновников и служащих обоего пола, он или уничтожает учреждения социального обеспечения или ухудшает такие, как охрана материнства и младенчества, охрана больных и старых, жертв войны, жертв хищнической эксплуатации буржуазного общества, которые он принужден был открыть под давлением масс. «Стабилизированный» капитализм равносилен грубейшей классовой диктатуре буржуазии. «Вся власть миллионерам и миллиардерам!» Государственная защита, государственная помощь служат перечеканке горячих, сверкающих человеческих жизней в золото! Долой забытые законы о восьмичасовом рабочем дне, о запрете ночных работ, о санитарных условиях работы! Долой третейские суды, которых добиваются ненасытные рабочие и работницы! Долой рабочие организации и право забастовок! Да здравствует свобода полиции и мудрость юристов над мятежниками, над борцами, восстающими против стабилизирующегося капитала! Да, здравствуют тюрьмы, крепости, браунинги, пулеметы, белый террор, фашистские банды и черствая гильотина юстиции!
Пролетарии, пролетарки и все трудящиеся, ликуйте, приветствуйте классовую диктатуру стабилизирующегося капитализма! Их законы и мероприятия ведут вас по дороге демократии и реформ к социализму. Вельсы, Сноудены и Ренодели, Жуо, Лейпарты и Томасы присягают вам в этом. Хороша «демократичность» свинца, разрывающего ваше тело. На стабилизирующемся капитализме лежит благословение II Интернационала и Амстердамского Интернационала 8 марта 1927 года. В Советском Союзе Международный коммунистический женский день звучит полным аккордом в симфонии социалистического строительства.
В буржуазных странах женский день будет резким сигналом к борьбе угнетенных против капитализма «стабилизирующегося» национально и интернационально. И как десять лет тому назад в Ленинграде каждый раз, 8-го  марта выделяются из сплоченной, демонстрирующей толпы трудящихся чистые звонкие женские голоса, не только болезненно жалобные, нет, но и твердо требующие, решительно угрожающие. Каждый крик нужды, вырывающийся из горла женщины, есть революционный клич против рабства трудящихся, против их эксплуатации капитализмом. И может ли это быть иначе во время господства «стабилизирующегося», рационализирующегося капитализма?! Во всех странах, где процветает его могущество, он попирает трудящихся женщин и наносит им тяжелые удары.

                          Экономическое положение работниц
В Германии, Британии, Англии, Польше и в других странах громадные армии работниц, служащих, учительниц остаются без работы, без хлеба, возможно даже и без крова. Во Франции, Италии, Чехо-Словакии и других государствах то же отчаянное положение угрожает еще большим тысячам трудящихся благодаря вновь выплывающим кризисам и успехам рационализации. До смешного слаба или совсем отсутствует социальная помощь безработным «освобожденным» от работ. Они могут голодать или продавать себя в замужество за твердую продолжительную оплату или же заниматься проституцией за случайный и условный заработок. Стабилизирующийся капитализм воображает, что вопль женщин о куске хлеба, о праве, можно заглушить лицемерным рассуждением о «двойном заработке», о «двойном существовании» (когда зарабатывает в семье муж и жена). И это в то время, когда девушки и женщины осаждают целыми толпами ворота фабрик, торговых предприятий и всевозможные учреждения за поисками заработка для поддержания жизни. Ибо каждый день возрастает поток мужчин, которые, благодаря кризису или рационализации, остаются без работы. Они не в состоянии прокормить свои семьи. Число напрасно ищущих работы еще увеличивается группами женщин из мелкого и среднего буржуазного общества, материальная возможность которых прожить домашним хозяйством разрушена кризисами, а мелкие сбережения поглощены инфляцией.
Пролетарки в рационализированных предприятиях сидят крепко прикованные к длинным столам «перед бегущей лентой» (ленточная система), как живые части бешеного механизма. Боль в членах, напряжение нервов. А дома ожидающие дети. Благодетель-предприниматель дает матери возможность работать до 11 часов ночи в удушливом, пропитанном пылью, воздухе, в умопомрачающем гуле, в вечной спешке, в условиях, способных уничтожить зачаток жизни под сердцем матери. На заработок, который на треть или на половину меньше заработка мужчины, они могут влачить только самое жалкое существование. И из бледных губ рабынь раздается чуть слышно: «надо же жить!»
Из уст борцов в наш Международный женский день звучит твердо, упорно, смело: «надо бороться!» На женских собраниях и демонстрациях раздаются голоса матерей пролетарок и мелких домашних хозяек, голоса полны гнева и отчаяния. Угрозой тюрьмы и исправительного дома хотят нас заставить носить и рожать детей, которые еще до своего появления на свет уже обречены на болезнь и на раннюю смерть, и для которых нам не предоставлены ни пеленки, ни ясли, которым мы не можем дать ни хлеба, ни воспитания.
Буржуазное общество, превозносит материнство в теории, а на практике оно поливает материнство грязью, попирает ногами. Где общественные учреждения, в которых мы, трудящиеся матери, могли бы беззаботно ожидать рождения ребенка? Где находятся отвечающие гигиене, поставленные со знанием дела, к которым можно было бы иметь полное доверие, ясли, детские сады, детские очаги и другие подобного рода учреждения? Как обстоит дело с отпуском беременных и родивших работниц? Как обстоит дело с кормление детей?
Непосильная квартирная плата и недостаток здоровых, светлых и удовлетворяющих даже самым малым требованиям квартир толкают семьи рабочих в ужасающие берлоги. Массы детей заброшены в сырые темные углы, бродят без солнца в дворах среди высоких закоптелых стен, или на шумных улицах, полных опасности. Ночлежных домов не хватает, чтобы дать хоть на ночь приют для бездомных.
Даже там, где есть определенный заработок, возрастающая дороговизна и чрезмерные налоги очень быстро поглощают содержимое кошельков. Мясо, масло, яйца, свежие овощи и даже молоко для маленьких детей являются сказочной роскошью. Работница-мать не в состоянии поставить на стол достаточное количество хлеба, картофеля, маргарина. Добывание белья, одежды, обуви, все это сопряжено с тяжелой заботой. Она научается униженно вымаливать и выпрашивать кредита, ей знакомы все ходы к залогодателям и старьевщикам. Крестьянки несут на своих плечах двойную тяжесть сельской работы на полях и обязанности матери и хозяйки в доме. Проценты по закладным и налоги отнимают у них плоды их труда.
На каком бы поприще ни работала, как бы ни жила трудящаяся женщина при буржуазном порядке, судьба ее — безграничный труд и неописуемые заботы и страдания. Стабилизирующийся капитализм еще больше усложняет этот труд, непосильные заботы и страдания.
К этому еще присоединяется мучение многих миллионов от полного бесправия перед законом или только частичного равноправия.

                                                Бесправие женщин
Во всех капиталистических странах, за исключением Америки, мужчина является хозяином женщины, как и у народностей Востока с их докапиталистическими формами хозяйства и общества.
Женщина во Франции, Италии, Испании, Португалии, Бельгии и Швейцарии совершенно лишена или пользуется очень ограниченными политическими правами. В Британии, прославленной своей старой «демократией», женщина в отличие от мужчин только в 30 лет получает право голоса на выборах. Следствием этого является то, что самые молодые, самые энергичные — политически обойдены. И даже там, где закон уравнивает положение мужчины и женщины, этому уравнению недостает прочного экономического основания, он не проникает в социальную практику, оставаясь на бумаге. И только там, где пролетарская революция уничтожила буржуазные порядки и приступила к строительству социализма, идет рука об руку с мужчиной вполне свободная женщина.

                                                      Угроза новых войн
Еще не обращены в прах останки павших в мировой войне, еще подымается сердечная горечь от жалоб больных, калек, вдов,еще не восстановлены развалины 1914—1919 годов, а мировой капитализм подготовляет новые бойни и пожары, громаднее и ужаснее, чем когда-либо. Мароккский поход французских империалистов, бомбардировка этими «носителями культуры» Сирии говорят не только народам Африки и Азии, но и трудящимся Европы о том, какая угроза висит над ними: мстительное, кровавое озлобление голландских колониальных властителей против повстанцев на Суматре и Яве, постоянная готовность вооруженных морских и пехотных сил Британии опрокинуть каждую попытку Индии — восстать за свою самостоятельность, отправка в Китай из Англии и Японии, из Франции и Италии морских военных судов, к которым в последнее время присоединились и суда Соединенных Штатов. Немецкая буржуазия торгуется с Англией, Францией и Италией о колониальных полномочиях. За кресло в Совете Лиги Наций она барышничает сынами немецких рабочих и крестьян, продавая их в войска Антанты, для ее грядущих выступлений против империалистических конкурентов за мировое владычество, мировые барыши — главным же образом против Советского Союза. Для империалистов всех стран существует одно обстоятельство, которое подгоняет их вперед сильнее, чем их национальное взаимное соревнование во власти и прибылях, один факт, который их объединяет, несмотря на все противоречия. Это — лютая ненависть мировой буржуазии к Советскому Союзу, который является историческим воплощением победоносного революционного пролетариата. Все возмутительные выпады относительно «советских бомб» есть не что иное, как взрыв бешеной ярости по поводу военной оборонительной способности пролетарской диктатуры. Лицемерные разоблачения «красного империализма» на самом деле не что иное, как прикрытие истины о шагающей вперед неизбежной пролетарской революции, перед которой дрожат все угнетатели и эксплуататоры.
Международный женский день объявляет беспощадную борьбу с подготовкой империалистических держав к войне и со связанными с ней преступлениями империалистов и призывает к активной солидарности с колониальными и полуколониальными народами, борющимися за свою национальную независимость, против эксплуатирующих, угнетающих капиталистических насильников и захватчиков. Руки прочь от революционного Китая!
Ни политического, ни хозяйственного окружения! Никакой травли, никакого принуждения к войне против Союза Советских Социалистических Республик! Решительная и самоотверженная помощь по  защите его социалистического строительства!
К позорному столбу ультралевых ренегатов и руководителей II Интернационала, которые с помощью клеветы и злословия поддерживают посягательства мировой буржуазии на государство пролетарской диктатуры!

                                             Стабилизация не прочна
Трудящиеся массы женщин бросают 8 марта 1927 г. вызов лицемерному капиталистическому обществу, носящему маску культуры и порядка: долой беспорядок и варварство! Не просьбы, не мольбы дадут осуществление требований. Борьба и только одна борьба принесет победу! Пусть не думают борющиеся женщины, что стабилизирующийся капитализм непобедим, что он бесконечен. Нам надо продолжать тяжелую борьбу и пойти по пути, указанному нам работницами Советского Союза. 8 марта 1927 года они пробивают себе дорогу вперед, навстречу своему полному освобождению.
Можем ли мы отказаться от этой дороги?
«Да» может ответить только слепота — дочь сомнения, не верящего в революционные силы пролетариата и дочь трусливого отвращения к самопожертвованию.
Без сомнения мировой капитализм временно стабилизировался. Но эта стабилизация является шаткой, изменчивой, хрупкой. У нее отсутствует твердость и постоянство буржуазного мира довоенного периода. В глубинах буржуазного общества, в устоях его хозяйства слышатся «раскаты грома» сталкивающихся разнообразных противоречий. Стабилизирующийся капитализм не может их изжить. Эти противоречия все больше обостряются. То в одной, то в другой промышленности, сегодня здесь, а завтра там в значительных международных областях вскрываются кризисы и уничтожают то, что казалось застрахованным многообещающим развитием. Дикая, изменчивая капиталистическая игра на мировом рынке и за мировой рынок кладет отпечаток неуверенности и на мировую политику буржуазии.
Отношения между различными буржуазными странами изменяются так же, как и камешки в калейдоскопе при малейшем легком движении. Каждый мирный договор, заключенный между двумя капиталистическими государствами, есть в то же время приготовление к войне с третьей страной. Лига наций не есть обеспечение мира, а, наоборот, постоянная угроза войны. Маленькие государства — это шахматные фигуры, переставляемые сильными империалистическими властителями. Гордые, высокомерные министры на конференциях и во взаимных отношениях представляют из себя марионеток, которых дергают за веревочки лихорадочные жадные руки финансовых владык Лондона и в особенности Нью-Йорка. Право, наука и искусство, семья, все взаимоотношения буржуазного общества загнивают: от них исходит запах разложения. И в каждой области идеологической надстройки стабилизирующийся капитализм выявляет себя невыносимыми цепями, сковывающими высшее развитие, высшую культуру.

                Пролетарки всех стран становятся в ряды борцов
Собирается и зреет общественная сила, сознание и воля которой сосредоточены на решающем революционном мировом перевороте. Пролетариат — передовой борец за всех угнетенных и эксплуатируемых, пролетариат — борец за всеосвобождающий социализм, за полный коммунизм. Где бы только ни подымались угнетенные против порабощающего насилия, встают в их ряды и женщины. Не в одиночку, как исключение, а целыми массами. Достойным примером героизма может служить поведение жен английских горнорабочих, которые, борясь с голодом и наготой, с полицейскими кулаками и палками, с вооруженными фашистскими бандами, придали 8-месячной стачке горнорабочих подъем и силу. Миллионы пролетарок, женщин из низших слоев населения, крестьянок, руководимых коммунистической партией в Германии, требовали безвозмездного отчуждения имущества немецких князей. 25 000 женщин, объединенных в «Германский Красный Союз, женщин и девушек», являются энергичными вербовщиками пролетарок для классовой борьбы. Трудящиеся женщины в Соединенных Штатах мобилизуются при помощи союза «Совет Пролетарок» и «Союза Матери».
Требования женщины Востока говорят об энергичном протесте женщин Востока против угнетения, против попрания их человеческих прав, о том, что устарелые социальные формы рабства, обычаи, обратившиеся в закон, религиозные догматы теряют силу над их душами. Очарование тысячелетиями культивированной покорности судьбе исчезает. Желание освобождения, решимость к борьбе против сковывающих сил окружающего мира пылает в сердцах восточных женщин. В странах Востока, начиная от Турции до Японии, растет движение за признание их прав в семье и в государстве. Это движение возглавляется главным образом женщинами имущих классов. В Индии, Китае, Японии растет участие работниц в профессиональных союзах и в экономической борьбе. Пролетарки, женщины низших слоев населения и крестьянки принимают участие в восстаниях. Негодование против угнетения личности заставляет женщин Востока вступать в ряды революционных борцов против империалистов. Армия кантонского правительства имеет свой «батальон амазонок», но он состоит не из учительниц, студенток и учащихся женщин, как это было в революции 1911 года, но из работниц и крестьянок. Какой исторический показатель и какова перспектива?!

                                      Лозунги трудящихся женщин
В нынешнем году все громче и громче раздаются во всех капиталистических странах требования женщин, порожденные голодом, жаждой хлеба, свободы и прав, выросшие из невыразимых страданий духа и тела, витая над объединяющимися массами. Никакой рационализации в хозяйстве и государстве, которая ведет к ухудшению условий труда и жизни трудящихся! Равного права на пособия и социальную помощь для безработных женщин и мужчин! Никакого отказа, никакого сокращения женщин с работы под предлогом ее «двойного существования» как женщины! За одинаковую работу, одинаковую, зарплату как мужчине, так и женщине! Широкой законодательной охраны труда работницы! 8 недель отпуска до рождения и после рождения ребенка с полной оплатой содержания! Законодательной охраны трудящихся беременных, родильниц и кормящих! Решительных мер к организации социальной охраны материнства и младенчества! Энергичной борьбы за санитарные жилищные условия, с понижением цен на предметы первой необходимости! Освобождения от налогов трудящихся и повышения их для имущих! Полного экономического, политического и социального уравнения женщин!
Одним словом, требования женского дня должны касаться всякого рода мероприятий, которые поддерживают в пролетариате силу и стремление к борьбе, подрезают когти стабилизирующемуся капитализму, служат к смягчению нищеты трудящихся женщин и эксплуатируемых. К этим требованиям присоединяется клич революционной солидарности:  Ворота тюрем — настежь для революционных борцов!
Освобождение страдающих и истязуемых!
На различных языках говорят трудящиеся, но в день 8 марта создаются однородные лозунги для трудящихся женщин, рожденные тяжелой нуждой.

                                                            Кто кого?
Громадный прирост победоносных сил получает мировая революция, принимая в себя так долго сдерживаемую, стремящуюся к свободе энергию пробужденных, поднимающихся женщин Востока. Все вздымается и вздымается красный прилив, пока не поглотит «стабилизирующийся» капитализм.
Международный коммунистический женский день, 8 марта 1927 года, в Советском Союзе, в капиталистических странах и на Востоке замыкается в кольцо. Кольцо это — часть железной цепи социальных противоречий, которые связывают угнетенных и эксплуатируемых всего мира в одну общую судьбу, в одну общую борьбу. Радостная строительная работа в Союзе Советских Социалистческих Республик является равной по существу, отважной, готовой на жертву решимости к борьбе миллионов пролетариев других частей света. Сознательное желание, революционное действие трудящихся масс даст ответ на главный вопрос времени, который В.И. Ленин с классической простотой формулировал так: кто кого? Одолеет капитализм коммунизм, или же коммунизм капитализм? Этот вопрос стоит не только перед строящим социализм Советским Союзом, но и перед капиталистическим миром. Социализм, мировая революция должны победить! Наш женский день вербует трудящиеся борющиеся массы для решительного ответа, для решительной борьбы, в результате которой явится свержение капитализма и осуществление коммунизма.

                   Вооружение сил для пролетарской революции
В 1927 году, в начале ноября исполнится 10 лет с тех пор, как партия большевиков повела русский пролетариат на захват государственной власти и осуществление пролетарской диктатуры в Советском Союзе. Неужели всего 10 лет? И в этот короткий промежуток времени воздвигнуто грандиозное сооружение! Такое чудо могла совершить лишь творческая сила социальной революции.
В феврале—марте 1917 года требования демонстрирующих в Ленинграде женщин подобны буревестнику, который оповещает о разрастающейся против буржуазного общества революционной буре. Буревестниками пролетарской мировой революции 8 марта этого года являются требования прав, облегчающих женскую долю.
Как скоро вспыхнет разрушающая молния пролетарской революции? Кто может это предсказать? Реформистские громоотводы не смогут долго защищать буржуазное общество от смертельных молний исторической грозы. Как и в 1917 году, это придет скорее, чем вы думаете.
Дыхание алчущего человечества должно исходить от нашего сегодняшнего женского дня. Это дыхание революции. 10 лет тому назад, 8 марта 1917 года, на улицах Ленинграда массы демонстрировали против сил, сеющих гибель и смерть — против войны и царизма. Над этой клокочущей восстающей массой реяли, подобно буревестникам, требования женщин, резкий, всюду проникающий призыв мира, хлеба, свободы, выборного права для всех, полного уравнения в правах женщин. Выступление готовых к борьбе демонстрирующих женщин служило несомненным показателем истинно-революционной ситуации.
В воспоминание великих событий 1917 года наш настоящий международный женский день должен быть пролетарским праздником. Праздник этот означает собирание сил, вооружение сил для революции. Этот праздник укрепляет пролетарский единый фронт, который под руководством Коммунистического Интернационала двинется на мировой капитализм.

Праздник этот — шаг к мировой революции.
С ПРАЗДНИКОМ, ГРАЖДАНКИ, ТОВАРИЩИ, КОЛЛЕГИ!
Реклама
Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.