Крестьянство — классовые черты


Постановка проблемы.
Еще с появления «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в России для революционеров вставал вопрос об отношении к крестьянству. Какую роль оно будет играть, в какой мере оно будет союзником или противником рабочего класса.
Ситуация развивалась. Были народники, затем эсэры, выражавшие интересы крестьянства. Были Советы крестьянских депутатов. Был октябрь 1917 г., был «Декрет о земле», была смычка города с деревней и был союз с середняком. Были серп и молот на одном гербе.
Минуло время. Нет СССР, нет Советов. За столетие с лишним радикально менялся классовый состав населения. Но у большинства современных коммунистов мы до сих пор видим в программных документах и в партийной прессе лозунги 90-летней давности о союзе рабочих и трудового крестьянства.
А то, что крестьяне как класс уже не существуют, что не осталось слоев населения, обладающих всей полнотой классовых крестьянских черт, говорят далеко не все коммунисты. Хотя я, пожалуй, несколько преувеличиваю: тех, у кого хватает разума не повторять как мантры ленинские строки о крестьянстве как о ближайшем союзнике рабочего класса, достаточно много, и они давно делят людей, занятых в сельском хозяйстве на сельскую буржуазию, сельскую мелкую буржуазию и сельский же пролетариат. Но куда деть, например, программу РКРП, которая гласит: «естественными союзниками рабочего класса выступают крестьянство, трудовая интеллигенция и иные эксплуатируемые работники»?

Класс крестьян.


Крестьянство — это один из основных классов феодального способа производства, угнетаемый класс. Основой данного способа производства является сельскохозяйственный труд с элементами кустарного (ремесленного) производства орудий труда. За счет этого крестьянин оказывается «прикрепленным» к земле, собственником которой является аристократ-дворянин (феодал), изымающий на основании собственности ту или иную часть продукта, производимого крестьянином. Социальное превосходство феодала, кроме того, закреплено юридически. Крестьяне не имеют гражданских прав, причем порой настолько, что практически становятся собственностью феодала, как было в России.
В связи с низким уровнем орудий труда и агротехники крестьяне производят сравнительно незначительное количество продукта. Если учесть крайнюю зависимость крестьян как от природных условий, так и от прихотей феодала, для выживания крестьяне образуют крестьянскую общину (мир). В общине происходит равное распределение продукта между всеми членами общины, вне зависимости от труда, вложенного в конкретный период времени каждым членом. С другой стороны, в общине невозможно жить не работая с полной отдачей, жить за счет других, так как, будучи на виду, каждый член общины гласно или негласно контроллируется общиной. Такой уравнительностью компенсируются частные перекосы в производстве продукта, например, неуражай на одном из наделов, нетрудоспособность одного из членов общины.
В России в 1861 году происходит отмена крепостного права, ставшая следствием начавшихся изменений в характере и формах труда крестьян (отхожие промыслы и т.п.) и капитализации помещичьего хозяйства, крестьянский уклад начинает ускоренно разъедаться буржуазным способом производства. Начинается заметное расслоение крестьянства на кулачество (буржуазия), середняков (мелкая буржуазия) и батраков (пролетариат). Разумеется, резких границ между этими группами не существует до Октябрьской революции, постоянно идут процессы социальной миграции внутри крестьянства. Процесс проникновения капитализма на село и расслоения крестьянства тем не менее довольно медленно меняет производственные отношения и устраняет крестьянские классовые черты из масс.
Поэтому к Октябрьской революции большевики получили население с сильнейшей крестьянской классовой остаточностью. Поэтому вопрос об отношении к крестьянству для большевиков был очень важным.

Классовые черты крестьянства и других классов.
Образ жизни крестьян формировал в них определенные черты, самые яркие из которых рассмотрим ниже.

Уравнительность. Эта черта связана с уравнительным распределением внутри общины (см. выше). Крестьяне формируют свой идеал справедливости: «от каждого по способностям — всем поровну». Именно этот принцип народники считают наиболее идеальным, вследствие чего борются против разрушения крестьянской общины капиталистическим отношениями. Как мы помним, в классовом обществе пролетариат формирует свой идеал справедливости: «от каждого по способностям, каждому по труду».
Следует отметить, что в капиталистическом обществе наиболее близким по классовым чертам крестьянству является мелкая буржуазия. Но мелкая буржуазия обладает двойственной классовой природой — и трудящегося, и буржуа. В силу этого она берет для себя только то, что ей в данный момент напрямую выгодно. Поэтому более или менее значительная часть мелкой буржуазии выдвигает требование уравнительного распределения. Однако основным отличием от крестьянства является то, что в общине крестьянин готов и принимать продукт и отдавать его. Мелкая буржуазия же готова только брать продукт, она всегда требует уравнительного распределения за счет более состоятельных слоев, дабы поправить за их счет свое материальное положение, аппелируя тем не менее к справедливости. А вот добровольно делить свой продукт она не будет ни с кем. Разумеется, если только не будет перспективы какой-то выгоды от этого (индивидуализм).

Патриотизм. Крестьянский патриотизм порождается любовью к земле, на которой крестьянин работает, которая является для него единственным источником продукта. Крестьянин любит деревню, где его надел, любит область, где его деревня, любит страну, где его область. Фактически крестьянин безразлично относится к национальной принадлежности, что сближает его с интернациональным пролетариатом. Но пролетариат кроме интернационализма обладает пролетарским патриотизмом. В чем он заключается? Заключается он в том, что у пролетария нет буржуазного отечества. У пролетариата поэтому нет патриотизма до тех пор, пока на карте мира не появляется пролетарское классовое государство. Это государство становится родиной для любого рабочего, и любой рабочий становится патриотом этого государства. И крестьяне, проживающие на территории этого государства, легко принимают этот патриотизм.
Буржуазия и мелкая буржуазия формируют свое понимание патриотизма. Хотя патриотизмом это называть не следует. Например, если буржуазия находит источник дохода в своей стране, то она формирует буржуазный национализм, маскируя его патриотической фразой. Мелкая буржуазия подстраивается под текущую обстановку. Она может быть как националистической, так и космополитической. Космополитизм, в частности, является оправданием для поиска большего заработка за пределами своей страны. Космополитизм в силу этого не является синонимом интернационализма.

Самоорганизация и самодисциплина. В силу характера производства крестьянство обладает указанными чертами. Это определяется значительной зависимостью крестьянского труда от внешних факторов, например от природных условий. Крестьянин всегда сам решает, в какой день работать, в какой отдыхать, когда работать сутками, а когда сидеть дома. В этом он отличается от пролетариата, который дисциплинируется и организуется извне ритмичным характером промышленного производства. Но в этом крестьянство роднится с мелкой буржуазией, которая так же сама организует свое производство и реализацию продукции.

Общинный коллективизм. Об общине сказано выше. Здесь следует лишь отметить следующее. Не смотря на то, что крестьянство легко принимает идеи пролетарского коллективизма, корни их находятся в разных местах: у крестьян в общине, у рабочих — в коллективном характере промышленного производства. В силу этого крестьянский общинный коллективизм глубже проникает в личную жизнь отдельного человека (в деревне все все про всех знают), в то время как общественная жизнь рабочего заканчивается едва он выходит за проходную.
Мелкая же буржуазия характеризуется индивидуализмом.

Накопительство. В связи с тем, что крестьянин является крайне зависимым человеком (его доход зависит от природных условий, от чиновника, от цен на продукцию, от здоровья его и его родных и т.д.), крестьянин стремится сделать запасы «на черный день». Это его так же роднит с мелким буржуа, который зависит от внешних факторов даже в большей мере, так как за мелким буржуа не стоит община. Пролетариат не склонен к накопительству в связи с гарантированной систематической платой за труд.

Чинопочитание. Эта черта связана так же с тем, что доход крестьянина зависит от поведения чиновника (в феодальном обществе на это накладывалось и то, что чиновниками были аристократы). Поэтому крестьянин был склонен расположить к себе чиновника. Это его роднит с мелким буржуа, доход которого так же зависит от прихоти чиновников.

Таким образом, крестьянство, существовавшее на момент Октябрьской революции, как класс сегодня не существует, то есть нет достаточного количества людей, обладающих полным набором крестьянских классовых черт. Поэтому следует отказаться от термина «крестьянство» и характеризовать людей, занятых в сельском хозяйстве, в зависимости от их реальной классовой принадлежности.

ИСТОЧНИК

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вопросы теории и практики марксизма. Добавьте в закладки постоянную ссылку.