Как можно блуждать в трех соснах


На сайтах РКРП и Рот Фронта появилось любопытное письмо Пропагандистской комиссии  ЦК РКРП-КПСС (!), в котором идеологи этой партии попытались оправдаться за создание Рот Фронта, откровенно мелкобуржуазной партии с неясными целями и задачами. Это был своего рода ответ на совершенно справедливые и закономерные вопросы членов партии и ее сторонников, сомневающихся в правильности выбранного руководством РКРП пути работы с массами трудящихся.
По прочтении этого письма у всякого хоть немного знакомого с основами теории марксизма-ленинизма коммуниста ничего иного, кроме жалости к идеологам РКРП, не возникает. Они не только не развенчали сомнения своих товарищей, но внесли еще больший сумбур в их головы, заставив серьезно задуматься, а куда же такие «идеологи» в итоге приведут коммунистов РКРП и Рот Фронта и их сторонников, если даже в таких элементарных вопросах они откровенно плутают в трех соснах. Назвав свою статью  «Мы в этих соснах не заблудимся»   они фактически подставили сами себя, поскольку каждому теперь стало ясно, что эти товарищи уже давно заблудились, только боятся в этом признаться. Нужны ли такие новоявленные Сусанины коммунистам РКРП и рот-фронтовцам, это решать им самим. Я же просто вкратце разберу здесь представленное заявление и отмечу наиболее «выдающиеся» моменты (курсивом выделены цитаты из текста письма).

В связи с регистрацией Министерством юстиции РОТ ФРОНТа в качестве политической партии (при этом РКРП выступает как один из главных фактических учредителей) от многих наших даже неплохо подготовленных товарищей приходится слышать недоумённые вопросы. Мы состоим в одной партии, а тут, выходит, нас записали еще в одну партию? Да ещё зовём туда же другие организации и даже партийные структуры, например, отколовшуюся от Зюганова часть КПРФ, Рабочую партию России и другие оппозиционные силы. Вроде бы, действительно, получается «винегрет», вызывающий у некоторых товарищей понятные сомнения: «Не потеряем ли  мы своё коммунистическое качество? Не сворачиваем ли от союза с классовыми профсоюзами на тропинку тред-юнионизма? Не добивались ли регистрации лишь за тем, чтобы впасть в парламентаризм?»

И правильно товарищи сомневаются, рядовые члены партии, похоже, умнее ее идеологического отдела. Партия действительно скатилась к откровенному тредъюнионизму, ибо кроме работы с профсоюзами (причем очень специфично понимаемой работы!), она больше никак с тем же рабочим классом не работает. И вопрос о целях регистрации Рот Фронта поставлен товарищами совершенно правильно. Ибо 2 последних года РКРП только тем и занималась, что пыталась зарегистрировать Рот Фронт, откровенно забросив всю остальную коммунистическую работу. Коммунистам в нашей стране есть где работать и создавать для этого еще одну площадку для работы бессмысленно и неумно. Если только действительно созданием Рот Фронта руководство РКРП не преследует каких-то своих личных целей.

Кстати, профсоюзы всегда классовые организации. Профсоюзы это объединение наемных работников по профессиональному признаку. А может ли один докер, к примеру, относиться к рабочему классу, а другой докер – к классу буржуазии? Разумеется, нет. У идеологов РКРП получилось масло маслянное.

Такие чувства и сомнения понятны, но вызваны они лишь тем, что товарищи недостаточно хорошо изучили историю революционной борьбы большевиков во главе с Лениным и их творческий подход к выбору тактики в зависимости от складывающихся условий. Ясно, что для нас, коммунистов, стоящих на революционных позициях, есть только одна своя партия – РКРП. Со своей Программой, Уставом, дисциплиной (пока даже не такой жёсткой, как требует обстановка).

— Ну, судя по тому, что здесь написано, идеологи РКРП, если даже они и изучали историю революционной борьбы в России и тактику большевиков, то явно ничего в этом не поняли. Большевикам и в голову не приходило своими руками создавать буржуазную реакционную партию, чтобы потом в ней работать! Таких примеров не знало и все мировое коммунистическое движение. Это шедевр тактической мысли идеологов РКРП, их изюминка и визитная карточка, которая очень наглядно показывает чего же на самом деле стоит эта партия и имеет ли она право называться коммунистической. То, что революционной ее можно назвать только в насмешку, это и так понятно – о какой революционности может идти речь, когда партия самого этого слова боится? Достаточно посмотреть на все публичные заявления ее лидеров и материалы последнего времени. Оппозиционные либералы смелее, чем коммунисты РКРП.

Партия — это авангард класса, которым мы стремимся быть. Однако с одним авангардом победить невозможно. Для победы надо втянуть в борьбу самые широкие массы трудящихся и организовать эту борьбу по всем направлениям: экономическому, теоретическому, политическому. В.И. Ленин отмечал, что политика начинается там, где счет идет на миллионы.

— Идеологи РКРП собираются ВТЯГИВАТЬ во все виды борьбы миллионы трудящихся. Интересно, а как тянуть будут – за уши? Устроят революционную ситуацию в стране?  Вообще Ленин как раз о том и говорил не раз, что искусственно революцию не вызвать, что для нее должны созреть особые условия, как экономические, так и политические, как внутри страны, так и вне, что над этими условиями отдельные личности и даже партии не властны, что только революционный процесс  подвигает миллионные массы  на участие в политике. Идеологам РКРП неплохо было бы понимать суть всего написанного В.И.Лениным, а не выдергивать из его произведений выгодные им фразы.

И еще, идеологи РКРП серьезно полагают, что миллионы трудящихся способны бороться на поприще теории? При всем моем искреннем уважении к трудящимся, мне по моей наивности, всегда казалось, что в теоретической борьбе могут участвовать только наиболее сознательные и наиболее образованные представители этих миллионов.

Российский Объединённый Трудовой Фронт и является такой формой объединения в борьбе широких масс.

— Какой «такой формой»? Формой чего? Тянучки миллионов за уши в борьбу? Оригинальное занятие себе нашили коммунисты РКРП.

А РКРП как инициатор создания РОТ ФРОНТа является и стремится оставаться его ядром. Старается в каждой ситуации разъяснять свою позицию с марксистской точки зрения и направить общие усилия по соответствующему руслу, дать участникам борьбы необходимые ориентиры-перспективы.

— Перспективы идеологами РКРП нарисованы очень любопытные  – участие в буржуазном парламенте, борьба трудящихся за мелкие сиюминутные интересы и т.п., т.е. перспективы стать мелкобуржуазной парламентской партией. Да и «марксистскую точку зрения» идеологи РКРП  понимают, как уже было показано и еще будет показано ниже, очень своеобразно – декларируя везде о своей «ортодоксальности», они соглашаются с классиками в деталях, но отвергают марксизм в общем и целом.

По большому счёту, перед нами ленинская форма организации борьбы, когда есть крепко сбитое ядро из революционеров-профессионалов, обладающее ясным пониманием теории и программой практических действий, и есть сложившееся вокруг ядра гораздо более широкое объединение трудящихся масс.

Вот уж от скромности идеологи РКРП не умрут, это точно! РКРП – это, оказывается, «ленинская форма организации борьбы», «крепко сбитое ядро», да еще и «революционеров-профессионалов»! Вот насмешили, так насмешили! Где они революционеров-то увидели? Это те революционеры, кто о революции даже заикаться боится, как бы власти чего не подумали и репрессии не учинили? Это те, кто о Советской власти и диктатуре пролетариата лишний раз упоминать не рискует, дабы чего не вышло? Может эти граждане и профессионалы, но только не в революции. Эти «профессионалы» даже толком себя организовать не могут, за 20 лет им и партии создать не удалось, дисциплину и порядок в ней навести, какое уж тут «крепкое ядро», да еще и в «ленинской форме».

Есть товарищи, которые утверждают, что увлечение «профоргонайзергами», строительством рабочих профсоюзов, разработка методик борьбы за зарплату на уровне стоимости рабочей силы и составление программ коллективных действий – это отступление назад и скатывание к тред-юнионизму. Конечно, дело обстоит не так.

— Именно так! Правы товарищи, совершенно правы. Заниматься всеми этими вопросами – дело профсоюзных лидеров, но не коммунистов, не коммунистической партии. У настоящих коммунистов принципиально иные задачи – внесение социалистического сознания в массы, подготовка масс к борьбе за свержение существующего строя и борьба за социализм, а не обучение трудящихся наилучшей адаптации к условиям капиталистической системы.

Этим товарищам надо заглянуть в «Манифест коммунистической партии», чтобы убедиться – коммунисты, как и все рабочие партии, борются за ближайшие цели трудящихся, а отличаются тем, что никогда не упускают из виду перспективу движения. (выделено авт.статьи)

— Вот, оказывается, за что борятся коммунисты по мнению идеологов из РКРП! А Маркс вообще-то всегда считал по-другому. Вот что писал К.Маркс в «Манифесте коммунистической партии»:

«Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение.

Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий тем, что, с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата, а, с другой стороны, на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом

И где здесь, позвольте, «ближайшие цели трудящихся», когда четко и ясно говорится об интересах пролетариата В ЦЕЛОМ, об ОБЩИХ, т.е. КОРЕННЫХ интересах рабочего класса! Идеологи РКРП даже Манифест Коммунистической партии оказались освоить не в состоянии за 20-то лет!
И далее Маркс продолжает, указывая ближайшие цели коммунистов: «Следовательно, коммунисты являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода, задач и общих результатов пролетарского движения.

Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти.»

Т.е. даже самые ближайшие цели коммунистов это борьба за социализм, за свержение существующего строя, за политическую власть, а уж никак ни за мелкие частнособственнические (буржуазные) интересы неразвитой части пролетариата и мелкой буржуазии (= трудящихся).

Но чтобы сделать вид, что они хоть немного остались коммунистами, идеологи РКРП ловко вписали про «перспективу движения», т.е. ярко проявили просто-таки классический оппортунизм! Типа, мы пока тут в капитализме будем уютно устраиваться, за свои мелкие интересы будем бороться помаленьку, но про перспективу, про коммунизм мы не забываем, помним, конечно, помним, как только, так сразу и начнем. Когда-нибудь. Лет через двести. Может быть.

Вот что писал Ленин о таких идеологах-Ломосовых, которые не разобравшись даже с основами, берутся городить отсебятину: «Но Ломоносовы отличаются не только тем, что они многого не знают (это бы еще было полбеды!), а также и тем, что они не сознают своего невежества. Это уже настоящая беда…» ПСС, т.6. стр.65.

Идем далее по тексту идеологов -пропагандистов РКРП:

Если не научим людей бороться за самые простые вещи, — зарплату, условия труда, право объединяться в профсоюз, — наивно думать, что они пойдут за нами в борьбе за социализм. А вот если научим бороться за малое, тогда они пойдут за нами и в большом деле.

— Читать такое даже терпения никакого не хватает. Так и хочется сказать этим «идеологам»: «А что так сразу за зарплату-то? Вы сначала научите рабочих зубы чистить, унитаз за собой смывать и т.п. Чтобы, значит, с самых азов. А то про заплату они сразу не поймут.»
Идеологи РКРП рабочих вообще за кого принимают? За полных недоумков что ли? За клинических идиотов, ни на что не способных? Да рабочие вас еще сами всему научат! Кто разнообразные формы забастовок придумал? Кто Советы организовал? Рабочие! Сами, без всяких коммунистов! Сами организовались, сами придумали формы борьбы.

Это некоторым коммунистам нужно учиться у рабочих, чтобы чего-то стоить. Партию свою и то оказались неспособны организовать, а рабочих учить собираются… Ни один рабочий за такими коммунистами сроду не пойдет, если он себя хоть чуть-чуть уважает. Вот что писал В.И.Ленин еще сто лет назад таким же оппортунистам-«экономистам»:
«Наши «экономисты»… имели успех благодаря тому, что подделывались под неразвитых рабочих. Но рабочий-социал-демократ, рабочий-революционер (а число таких рабочих все растет) отвергнет с негодованием все эти рассуждения о борьбе за требования, «сулящие осязательные результаты», и проч., ибо он поймет, что это только варианты старой песенки о копейке на рубль. Такой рабочий скажет своим советчикам» …: зря вы суетитесь, господа, вмешиваясь чересчур усердно в то дело, с которым мы и сами справляемся, и отлынивая от исполнения ваших настоящих обязанностей. Совсем ведь это неумно, когда вы говорите, что задача социал-демократов придать самой экономической борьбе политический характер; это только начало, и не в этом главная задача социал-демократов, ибо во всем мире и в России в том числе полиция нередко сама начинает придавать экономической борьбе политический характер, рабочие сами научаются понимать, за кого стоит правительство. Ведь та «экономическая борьба рабочих с хозяевами и правительством», с которой вы носитесь, точно с открытой вами Америкой, — ведется в массе русских захолустий самими рабочими, слышавшими о стачках, но о социализме по-читай-что ничего и не слыхавшими. Ведь та «активность» нас, рабочих, которую вы все хотите поддерживать, выставляя конкретные требования, сулящие осязательные результаты, в нас уже есть, и мы сами в нашей будничной, профессиональной, мелкой работе выставляем эти конкретные требования зачастую без всякой помощи интеллигентов. Но нам мало такой активности; мы не дети, которых можно накормить кашицей одной «экономической» политики; мы хотим знать все то, что знают и другие, мы хотим подробно познакомиться со всеми сторонами политической жизни и активно участвовать во всяком и каждом политическом событии. Для этого нужно, чтобы интеллигенты поменьше твердили то, что мы и сами знаем, а побольше дали нам того, чего мы еще не знаем, чего мы сами из своего фабричного и «экономического» опыта и узнать никогда не можем, именно: политического знания. Это знание можете приобрести себе вы, интеллигенты, и вы обязаны доставлять нам его во сто и в тысячу раз больше, чем вы это делали до сих пор, и притом доставлять не в виде только рассуждений, брошюр и статей (которые часто бывают — простите за откровенность! — скучноваты), а непременно в виде живых обличений того, что именно в данное время делает наше правительство и наши командующие классы во всех областях жизни. Исполняйте-ка поусерднее эту свою обязанность, и поменьше толкуйте о «повышении активности рабочей массы». У нас активности гораздо больше, чем вы думаете, и мы умеем поддерживать открытой, уличной борьбой даже требования, никаких «осязательных результатов» не сулящие! И не вам «повышать» нашу активность, ибо у вас самих как раз активности-то и не хватает. Поменьше преклоняйтесь пред стихийностью и побольше думайте о повышении своей активности, господа!» ПСС, т.6, стр.72.

Обвинения в тред-юнионизме несостоятельны и исходят от людей, не понимающих диалектики развития процесса. Не способных оценить нынешний этап борьбы в сравнении с предыдущим опытом, а выхватывающих цитаты из того же Ленина и пытающихся таким способом теоретически обосновать своё нетерпение. Тред-юнионизм удерживает борьбу рабочего класса в рамках экономизма, в рамках торга с капиталистами за более высокую цену рабочей силы, препятствуя участию рабочих в политической борьбе против капиталистической системы вообще. Но в сегодняшней России ещё не достигнут уровень сколь-нибудь широкой экономической борьбы.

— Только что на примере «Манифеста КП» К.Маркса мы в этом наглядно убедились, чья практика выхватывать нужные цитаты и игнорировать весь смысл текста в целом, чья практика смотреть в книгу, а видеть то, что удобно видеть и что может оправдать твое предательство интересов рабочего класса.

Ценно то что, всю эту цитату можно рассматривать как признание идеологов РКРП своего оппортунизме, своего отступничества от марксизма-ленинизма — последнее предложение и употребленный в нем союз «но» указывают на это самым недвусмысленным образом. Ибо все сказанное в приведенной цитате означает, что мол, мы понимаем, что экономизм и тредъюнионизм это плохо, НО мы вынуждены так поступать, ведь уровень экономической борьбы недостаточно широк в стране.

И далее идеологи РКРП очень долго и длинно оправдываются. Вот какой аргумент в свою защиту они приводят первым:

Пока что широкие массы трудящихся с помощью шмаковской ФНПР успешно отсекают даже от экономической борьбы, удерживая их на этапе просительства, этапе составления челобитных властям. Напротив, немногочисленные рабочие профсоюзы («Защита», МПРА, «Единство» и др.) быстро приходят к пониманию того, что без политической борьбы решить коренные вопросы невозможно.

— Похоже, вся проблема в том, что идеологи РКРП просто не понимают, в чем же состоит работа коммунистов. Они искренне думают, что создание новых профсоюзов, это и есть работа коммунистической партии. Мы можем только посочувствовать этим товарищам, которые так и не поняли, что они фактически подменяют коммунистическую работу той работой, которой должны заниматься и всегда занимались сами рабочие союзы. Никаких новых профсоюзов выдумывать и организовывать не нужно, коммунистам нужно работать в тех профсоюзах, которые уже есть – в тех самых, шмаковских, «желтых, реакционных профсоюзах. Рабочие там уже собраны и организованы. Дело коммунистов – развернуть в них широкую коммунистическую работу и подчинить их влиянию коммунистов. Именно об этом писал В.И.Ленин в книге «Детская болезнь левизны в коммунизме», на которую так любят ссылаться идеологи РКРП, но которую сами они совершенно не поняли. Этой теме Ленин посвятил в ней даже целую главу. Вот что, к примеру, там пишет Владимир Ильич о таких «коммунистических деятелях»:
«И именно такую глупость делают … коммунисты, которые от реакционности и контрреволюционности верхушки профсоюзов умозаключают к… выходу из профсоюзов!! к отказу от работы в них!! к созданию новых, выдуманных, форм рабочей организации!! Это — такая непростительная глупость, которая равносильна наибольшей услуге, оказываемой коммунистами буржуазии.» ПСС, т.41, стр.36.

А вот, по сути, об идее Рот Фронта:
«…но неразумные, левые коммунисты стоят рядом, кричат «масса», «масса»! — и отказываются работать внутри профсоюзов!! отказываются под предлогом их «реакционности»!! выдумывают новенький, чистенький, неповинный в буржуазно-демократических предрассудках, негрешный цеховыми и узкопрофессионалистскими грехами «рабочий союз», который будто бы будет (будет!) широким…» ПСС, т.41, стр.37

Идеологам РКРП давно пора понять, что политическая борьба разная. Есть политика и политика, говорил Ленин. Есть политическая борьба в рамках капитализма, т.е. борьба за всевозможные реформы, не посягающая на основы капиталистической системы, а есть политическая борьба за социализм, за уничтожение всей существующей системы капитализма. Профсоюзы по самой своей сущности выше борьбы за реформы никогда не поднимутся, какими бы боевыми они не были – они исходно организации буржуазные, реакционные. Дело коммунистов – это вести свою борьбу везде, во всех реакционных организациях, не только в профсоюзах, и вести ее в русле общей борьбы за свержение существующего строя, в русле борьбы за социализм.

А вот и второй «аргумент» идеологов РКРП, которым они пытаются оправдать свое отступничество:

Товарищи, кричащие «караул, тред-юнионизм!», не понимают, в каком направлении развивается процесс. Они глядят на процесс как на застывшую фотографию и не могут отличить рассвет от заката. Действительно, картина похожая. И там, и тут сумерки, прохлада и птички поют. Только в одном случае надо на работу собираться, а в другом – на танцы. В одном случае сапоги надевать, а в другом туфельки, брать с собой лопату или баян. А принять правильное решение можно лишь тогда, когда правильно ориентируешься в тенденциях развития процессов.

— Похоже, идеологи РКРП больше пропадают на танцах, чем занимаются работой коммунистов. Лирику развели, а о сущности процесса и направлении его развития, которое им, «посвященным» открылось, отчего-то умолчали. Может потому что сказать было нечего? Так и не увидели наши «посвященные» направление развития процесса. Так и не смогли идеологи РКРП найти четкие критерии, чем закат отличается от рассвета. Ведь не туфельками же и не баяном…

Печально это граждане-товарищи, именующие себя коммунистами. В том-то и дело, что законы развития классовой борьбы, изложенные классиками, совершенно не зависят ни от туфелек, ни от баяна. Они зависят от солнышка, в нашем случае – от наличия или отсутствия в стране настоящих, хорошо подготовленных теоретически и практически, коммунистов-ленинцев, которые понимают, что никакая экономическая борьба не способна сама по себе подняться на уровень борьбы за социализм, борьбы за свержение существующего строя. Только тогда, когда в классовую борьбу вносится социалистическое сознание (а это и есть главная задача коммунистов!), только тогда она становится действительно борьбой революционной, коммунистической, т.е. за свержение существующего строя, за построение лучше общества — коммунизма.

РОТ ФРОНТ призван через собственные организации втягивать в процесс политической борьбы самих трудящихся. В этом он коренным образом отличается от зюгановской КПРФ, называющей себя коммунистической и даже на словах опирающейся на рабочий класс, но на деле выступающей за чисто парламентские методы и за приоритет «профессиональных политиков». На деле, добавим, оказывающихся профессиональными говорунами в лучшем случае, а в худшем – откровенными прислужниками властей.

-Никаких коренных отличий от КПРФ мы не наблюдаем – та же борьба за реформы. То же неуемное стремление попасть в парламент. Чуть иная риторика, да и только! Неподготовленные, неразвитые политически и теоретические рабочие в буржуазном парламенте, толком не знающие что им там делать, это все равно, что свадебные генералы, они только укрепят существующую политическую систему, сделают власть более легитимной и ее уже нельзя будет упрекнуть в отсутствии в парламенте трудящихся.

А наша линия – втягивание в борьбу широких организованных масс трудящихся. Говоря ленинским языком, поголовное вовлечение в борьбу сегодня, что в случае взятия власти перерастает в программное положение большевиков о поголовном участии трудящихся в управлении государством. (выд.авт.)

—  Поголовное? У идеологов РКРП, случайно, короткого замыкания не случилось? Они всю страну, что ли хотят в Рот Фронт записать? А не проще ли было работать в тех организациях, которые уже есть, чем создавать новую, да еще и крайне сомнительную? У нас все население, и так практически поголовно в каких-либо организациях да состоит.

Наконец, РОТ ФРОНТ – это то самое построение, которое прямо и однозначно противостоит путинскому «народному фронту». Той самой политической конструкции, куда под руководством буржуазных сил пытаются втянуть и определённые отряды трудящихся, от обслуживающей режим творческой интеллигенции до введённых в заблуждение работяг с Нижнего Тагила.

— Ну, так и радуйтесь, что Путин вам построил фронт из трудящихся, где можно отлично работать! Зачем свой-то создавать, когда есть готовый? У вас-то возможностей на сто порядков меньше, чем сегодня у Путина!

Если эту картину расклада борющихся сил и используемой ими тактики понимать, то особой путаницы произойти не должно. Задача коммунистов – помочь колеблющимся представителям трудовых классов занять своё место в строю. А самый верный способ помочь колеблющимся – перестать колебаться самим. Тогда мы не только в трех политических соснах, но и в более густом лесу не заблудимся. Чего мы  желаем и всем нашим сомневающимся товарищам.  

Ну, то, что идеологи РКРП окончательно заблудились в трех соснах, после прочтения настоящего документа стало понятно уже всем. К сожалению, кроме них самих.  Их предложение перестать колебаться для сомневающихся членов партий РКРП и Рот Фронт может означать только одно, что хватит задавать вопросы, принимайте своих идеологов такими какие есть. Они свои ошибки признавать не собираются, и критиковать их никому не позволят.

Это значит, сомневающимся товарищам придется решать самим подчиниться ли требованию своих идеологов и идти с ними под ручку укреплять российское капиталистическое государство или же поступить так, как и положено настоящим коммунистам и как советовал всегда В.И.Ленин —  сменить идеологов на более достойных называться настоящими коммунистами:

«Критику — и самую резкую, беспощадную, непримиримую критику — следует направлять … против тех вождей, которые не умеют — и еще более тех, кои не хотят» работать «пореволюционному, по-коммунистически. Только такая критика — соединенная, конечно, с изгнанием вождей негодных и с заменой их пригодными — будет полезной и плодотворной революционной работой, воспитывающей одновременно и «вождей», чтобы они были достойны рабочего класса и трудящихся масс, — и массы, чтобы они научились разбираться правильно в политическом положении и понимать нередко очень сложные и запутанные задачи, которые из этого положения вытекают.» ПСС, т.41. стр.49.

Г.Гагина

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вопросы теории и практики марксизма, Оппортунизм и ревизионизм с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.