К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ


Неспособность буржуазии и пробуржуазных властей во всех странах современного мира организовать стабильное и эффективное хозяйствование, улучшить жизнь ВСЕГО населения, поднять уровень культуры, образованности и здоровья КАЖДОГО человека уже достаточно наглядно себя выявила и мало у кого вызывает сомнение. Никакие меркели и обамы, несмотря на многочисленные саммиты, форумы несмотря на ежедневные уверения, что якобы надо еще чуть-чуть подождать, поднапрячься, потерпеть и т.п., не могут справиться ни с чередой кризисов экономики, ни с безработицей, ни с нищетой масс людей.

Хуже того, вся их суета, в конечном счете, сводится к дальнейшему снижению уровня жизни людей, к усилению их бедствий. Свора буржуазных политологов и экономистов пытаются представить нынешнее положение, как некое случайное стечение негативных обстоятельств. Однако доказывать это им становится все сложнее. С одной стороны, сама жизнь опровергает все их выдумки, с другой — растет желание и способность людей понять истинные причины происходящего. Поэтому, как бы не противился тому буржуазный класс, как бы не лгал и не юлил, но действительное положение вещей ни скрыть, ни опровергнуть, ему не дано.

В то же время история приносит все новые подтверждения состоятельности марксизма. Вот как он объясняет суть происходящего ныне:

«общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большой промышленностью и торговлей. Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более буржуазной цивилизации и буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности» («Манифест Коммунистической партии»).

Как видим, вывод сделанный еще полтора века назад марксизмом полностью соответствует действительности.

Дело в том, что данное объяснение не просто взятое из головы пророчество, но есть результат глубоко научного исследования. Оно сделано на основе анализа буржуазных отношений, на основе исследования законов их развития. Скептик может спросить, но почему же тогда вот уже полтора столетия люди о том знают, а капитализм существует. Однако при этом, даже скептик, не будет оспаривать неудержимую тягу людей к свободе, справедливости, равенству, братству, к обществу, где люди будут обходиться без борьбы, где общественные отношения основываются не на эксплуатации, а на истинных началах прогресса, соответствующих условиям человеческой природы. То есть невозможно утверждать, что люди перестали стремиться улучшить общество и свою личную жизнь, причем, на иной, далеко не рыночной основе. Другое дело, что надо еще суметь это сделать. Пока человечеству это не удается. Тем не менее, оно твердо стоит на пути к такому обществу, называя его коммунистическим. Классики марксизма в своих трудах разъяснили, что такое общество не выдумка мечтателей, а необходимый продукт развития производительных сил современного общества, и доказали, что наша непростая эпоха — эпоха перехода от капитализма к социализму.

Вот как возможность и суть этого перехода раскрывает Энгельс в работе «Принцип коммунизма»:

«…крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного расширения производства позволяют создать такой общественный строй, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять свои силы и способности. Итак, именно то свойство крупной промышленности, которое в современном обществе порождает всю нищету и все торговые кризисы, явится при другой общественной организации как раз тем свойством, которое уничтожит эту нищету и эти приносящие бедствия колебания».

Здесь ясно указаны условия, при которых человечество сможет осуществить свои многовековые чаяния. Во-первых, необходимость развития производительных сил общества до такой высокой ступени, которая сделает материально возможным равное, достойное человека развитие всех членов общества. Во-вторых, неизбежность такой политической переорганизации общества, которая возьмет все богатства в руки общества с тем, чтобы использовать их не в интересах класса-паразита, а в интересах всего общества. Поэтому не случайно марксизм, со всей остротой подчеркивающий отрицательные стороны капиталистического производства, с такой же ясностью доказывает его историческая необходимость для решения этих задач, вообще не решаемых в условиях феодализма. Ибо только капитализм создает необходимые для этого, как материальные средства, так и, в лице массы угнетенных, объективные силы способные произвести реорганизацию общественной жизни.

Без сомнения эти задачи по силам человечеству и их решение дело, образно говоря, времени, до накопления в обществе объективных и субъективных предпосылок для его перехода в новое качество. Вместе с тем марксизм не только с научной точностью установил условия осуществления социалистического преобразования, но, главное, выявил ту решающую линию, по которой оно исторически неизбежно должно произойти. Он указал, что частная собственность осуждена историей, что она непременно будет ликвидирована, а эксплуататоры будут экспроприированы. Именно этот приговор с неудержимой силой проявляется в экономических кризисах, когда экономическая коллизия достигает своей высшей точки и наружу прорывается противоречие между общественным производством и частнособственническим присвоением — способ производства восстает против способа обмена. Однако только знания и понимания хода общественного развития недостаточно. Чтобы превратить социализм в действительность, необходима сила, общественная сила, способная преодолеть сильнейшее сопротивление со стороны отживающих сил общества. Такую силу марксизм открыл в рабочем классе. Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной рабочий и даже весь класс, а в том, что такое рабочий класс на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. То есть

«…его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества» (Маркс и Энгельс, «Святое семейство»).

Таким образом, связав преобразовательные стремления миллионов людей с борьбой рабочего класса, направив социализм к слиянию с рабочим движением, объяснив необходимость этого слияния и поставив задачей коммунистов организацию классовой борьбы пролетариата, марксизм превратил социалистические мечтания в социалистическую борьбу. В том его главная и решающая, для освободительного движения трудового народа, заслуга, поскольку все прочие социалистические учения, не слитые с борьбой рабочих, являются лишь утопиями, не знающая путей реализации.

Большинство нынешних протестных движений, по сути, представляет собой бег на месте, под звонкий аккомпанемент пустозвонства их лидеров. Либеральное пустозвонство явлинских и рыжковых, нахрапистое пустозвонство жириновских и навальных, левое пустозвонство кургинянов-удальцовых. Всех их связывает одно — объективная неосуществимость их позиции, на которых не будут, не могут быть, уничтожены ни безработица, ни нищета, не будут, не могут быть, установлены ни справедливость, ни равенство, не восторжествуют даже, так ими вожделенные, свобода и демократия. Просто один гнусный период сменится другим в общем кругообороте капиталистического беспредела. Этими движениями не ставится задача упразднения частной собственности, власть сохраняется в руках буржуазного класса, рабочие остаются задавленной, разрозненной, безликой массой, т.е. на практике вся борьба обращается в выклянчивание подачек у хозяев и частичное штопанье имеющегося порядка. Опыт всех стран и майданных революций наглядно свидетельствует, что, доверившись таким движениям, трудящиеся массы всегда оказываются одураченными.

По идее, образованные люди вообще не могут не восставать против капиталистического произвола и гнусности буржуазных порядков. Однако мелкие шкурные интересы привязывают множество из интеллигентов к буржуазии. Поэтому они двуличны и, тяготея с одной стороны к демократизму, с другой стороны, они тяготеют к буржуазии, пытаются сдерживать историю, поддаются на буржуазные подачки. Они непоследовательны и во всякий момент способны заключать союзы с буржуазией против трудящейся массы ради укрепления своего бытового положения, всегда готовы пойти на компромисс, продать свой оппозиционный и революционный пыл за некие уступки им.

Именно поэтому марксизм однозначно определяет, что лишь один рабочий класс может быть последовательным до конца, неспособным ни на какие уступки, борцом за свободу, бескомпромиссным врагом буржуазной тирании. Только формирование рабочего класса способно усилить борьбу как за коммунизм, так и за текущие интересы трудового населения, за политические свободы. То, что сегодня, в большинстве протестных движений, нагло заправляют откровенно одиозные личности, неоднократно проявлявшие свой сволочизм по отношению к трудовому народу, не раз продававшие его, есть прямое свидетельство общей политической неразвитости народной массы, есть прямое свидетельство слабости коммунистов.

Как видим ничего искусственно надуманного в марксистской теории нет. Все последовательно, обоснованно, разумно. Она есть лишь логическое обобщение практического опыта людей, — классов, партий, наций, государств, — их взаимоотношений, их борьбы за преследуемые ими цели. И именно в том, что эта теория верно отражает объективную действительность, ее сила.

Прежде всего, марксизм устанавливает, что причины всех общественных движений надо искать не в головах людей, не в их стремлении к истине и справедливости, а в экономике общества, в развитии способа производства и обмена. Отсюда, все нынешние социальные и производственные конфликты, равно как и все прошлые, не такие, которые возникли в головах людей, а существуют вне нас, существуют в действительности, объективно, независимо от воли даже тех людей, деятельностью которых созданы. Наиболее показательным подтверждением того являются экономические кризисы. Сколько существует капитализм, столько надрываются политики и экономисты в попытках их обуздать. Тем не менее, кризисы продолжают свою разрушительную деятельность, все более грозно ставя под вопрос существование всего буржуазного общества. Они неподвластны ни меркелям, ни обамам, ибо вызваны, как определено в Манифесте КП, возмущением

«современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства».

В кризисах, когда весь механизм капиталистического способа производства отказывается служить под тяжестью им же самим созданных производительных сил, проявляется несовместимость общественной организации современного производства с существующей рядом с ней и над ней анархией производства в обществе. Капиталистический механизм просто не может превращать в капитал всю массу средств производства, а значит они, вместе с армией рабочих, остаются без употребления, вынуждены бездействовать. Именно эта необходимость превращения средств производства в капитал и средство эксплуатации человеческой рабочей силы препятствует средствам производства действовать, а рабочим — трудиться и жить. Как бы ни перекручивали действительность буржуазные ученые, но кризисы со всей очевидностью демонстрируют неспособность буржуазии

«оставаться долее господствующим классом общества и навязывать всему обществу условия существования своего класса в качестве регулирующего закона».

То есть то, что «ее жизнь несовместима более с обществом» и потому «ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны».

У буржуазии собственной целостной общественной науки нет вообще и быть не может, а все что она выдает за науку в этой области всего лишь комплиментарные, т.е. вульгарные теоретические рассуждения. К тому же, эти разработки, большей частью, направлены не на то, чтобы раскрыть истину, а, напротив, на то, чтобы истину опорочить, скрыть. В своих теоретических концепциях буржуазные ученые стараются обойти основные процессы современности и, прежде всего, те, которые с непреложностью показывают глубокую правоту марксизма. В особенности, те, которые указывают на неизбежность гибели капитализма. В то же время, на какие бы уловки и фальсификации действительности не шли противники марксизма, человечество все более осознает, что современные условия общественного развития могут быть поняты не иначе, как на базе марксизма.

Известно, что никакая сумма теоретических положений не может считаться наукой, если не обладает целым рядом строго определенных элементов и признаков. Прежде всего, цельной системой объективных законов, которые определяют все важнейшие явления и процессы, происходящие в природе или жизни общества, являются своеобразным инструментом познания этих явлений и процессов. Другими важнейшими составляющими подлинной науки являются четкая методология подхода к процессам, обоснованные качественные критерии их оценок, определенная и упорядоченная терминология.

Среди общественных наук всем этим обладает лишь марксизм и именно потому один только представляет собой единую, законченную, цельную научную систему познания общественного бытия, то есть является полноценной наукой. Вследствие чего только он один предоставляет человечеству возможность применить свои выводы как действенное орудие в процессе дальнейшего познания и в практическом использовании приобретаемых знаний, он один предоставляет людям возможность научного предвидения и активного управления своей жизнью.

Роль законов в общественной жизни образно определена Энгельсом в работе «Развитие социализма от утопии к науке»:

«Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей. Это в особенности относится к современным могучим производительным силам. Пока мы упорно отказываемся понимать их природу и характер, — а этому пониманию противятся капиталистический способ производства и его защитники, — до тех пор производительные силы действуют вопреки нам, против нас, до тех пор они властвуют над нами… Но раз понята их природа, они могут превратиться в руках ассоциированных производителей из демонических повелителей в покорных слуг. Здесь та же разница, что между разрушительной силой электричества в грозовой молнии и укрощенным электричеством в телеграфном аппарате и дуговой лампе, та же разница, что между пожаром и огнем, действующим на службе человека».

К.Маркс первым обосновал и сформулировал законы жизни человеческого общества, применив истинно научный подход. Он сумел состыковать все уже имеющиеся отдельные разрозненные элементы общественных знаний и свести их в единую всеохватывающую систему миропонимания, определить основные тенденции прогресса человеческого бытия и таким образом сделать по-настоящему дееспособным материально-общественно-духовное творчество людей. Дополненная и углубленная последующими теоретиками, марксистская наука составила основу нового общественного мировоззрения, мировоззрения научного, активно-созидательного. Марксизм логически замкнул круг общей системы познания мира, дополнив исследования природных процессов исследованиями процессов общественных.

Законы общественного развития обнаружить гораздо сложнее, чем законы естествознания, поскольку они открываются не одиночным явлением или строго повторяющейся цепью явлений, а спрятаны в огромной массе многообразных и противоречивых явлений. Их трудно измерить. Тем не менее, они выявляются путем тщательного и глубокого изучения исторического опыта, обобщением отдельных событий происшедших в течение какого-то периода времени, что и позволяет выявить закономерные тенденции в развитии исторического процесса. Так, успехи большевиков в революции 1917 года, в последующие годы их борьбы и созидания объясняются не их фанатизмом, случайностями или тиранией, как то пытаются представлять буржуазные идеологи и голой пропаганда, а глубокой научной обоснованностью всех их действий и строгим следованием объективным законам общественного развития, умелым использованием этих законов в интересах общества. Именно здесь ответ на вопрос: «Как и почему нищая, слаборазвитая и разрушенная войнами страна в кратчайшие исторические сроки превратилась в современную сверхдержаву?». С другой стороны, сегодняшняя беспомощность буржуазных правителей, всех и во всех странах, объясняется единственно их попытками решать социальные и хозяйственные вопросы волевым произволом, игнорируя, прежде всего, в силу классового интереса, объективность законов общественной жизни. Поэтому вся их, далекая от науки, государственно-хозяйственная деятельность на деле являет собой воинствующий авантюризм. В том главная беда современного человечества, которое насильно, в интересах кучки богатеев, вгоняется в невежество и рабскую зависимость от капитала. Итог наглого произвола над наукой действительности красноречив и нагляден — если не развал, то ступор во всех без исключения сферах общественной жизни. Буржуазная цивилизация уже не работает на прогресс и все более погружает человеческое общество в пучину хаоса и прозябания. Для наглядности можно посмотреть на трансформацию экономик России и Украины, которые были за годы Советской власти подняты к высотам современного прогресса научностью социализма и снова отброшены в отсталость антинаучной рыночной демократией.

В то же время глубоко заблуждаются те, кто видит в нынешнем торжестве невежества некую случайность или исторический казус. Философия учит, что всякая случайность есть форма проявления необходимости. И случайным любое событие представляется лишь до тех пор, пока не обнаружена и не познана та объективная необходимость, которая вызвала его к жизни. В общественной жизни такая необходимость определяется ответом на вопрос — а кому это выгодно? Думается, что без всяких колебаний можно утверждать, что ни человечеству в целом, ни отдельному человеку ничего кроме вреда невежество принести не может. Тогда кому? В современном обществе есть только один класс, который получает выгоду от невежества масс людей — класс эксплуататоров чужого труда. Оговорим, что речь идет о невежестве в познании общественной жизни, ибо техническое познание, создающие новые технические открытия и несущие капиталистам прибыль, активно, по-своему революционно.

Подлинная, марксистская наука со всей научной точностью и силой предрекает капитализму и буржуазному классу неминуемое умирание, и потому, естественно, никогда предпринимателями принята не будет. Именно этим определяется как их непримиримость к марксизму, так и их заинтересованность в невежестве масс людей. Капитализм вынужден использовать невежество масс людей в качестве своеобразной интеллектуальной узды для управления этими массами, поскольку иначе, чем ложью, «оправдать» свое существование и «доказать» свою общественную целесообразность сегодня он не может, а слепо верить в его бесстыдную ложь могут лишь отсталые, необразованные, невежественные люди. Удержание масс людей в невежестве не только значительно упрощает управляемость ими, но позволяет до такой степени извратить их миропонимание, что и в 21-м веке делает возможной их веру даже в такой абсурд, как представление эксплуатации человека человеком неким благом, без которого якобы само его развитие невозможно.

Сегодня капитализм не просто использует пока еще бытующую, исторически унаследованную общую невежественность людей, но целенаправленно организовывает ее внедрение и закрепление в массах. Исключение, естественно, составляет сама имущая элиты и узкий круг ее интеллектуально-технической обслуги, которые получают полноценные современные знания. Необходимость в невежестве масс присуща не одному капитализму. Она была необходима всегда и всем имущим классам. Однако характерной особенностью нашего времени, времени колоссального интеллектуального подъема человечества, который не удалось остановить никаким инквизициям, является то, что пребывание масс людей в невежестве становится не просто важным, но жизненно важным для капитализма. Сейчас господствующему буржуазному классу для удержания в повиновении эксплуатируемые классы уже мало только физического насилия со стороны государства. Все более существенным для него становится насилие интеллектуальное. Для решения этой задачи буржуазией создана целая индустрия тотального оболванивания, дебилизации как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Тут не нужны особые доказательства и достаточно просто просмотреть нынешнюю буржуазную «просветительски-образовывательную» продукцию, чтобы понять, что нацелена она не на возвышение и развитие человека, но на превращение его в животную безмозглую тварь. Что на телевидении, что в прессе, что в любых «культурно»-массовых мероприятиях. Сама культура вместе с искусством превращены в рассадник пошлости, безвкусицы, непристойности и бездарности, а ее «звезды», что новые, что старые, представляют собой образцы похабности. Даже когда-то прославленный наш юмор сведен к уровню ниже пояса. Той же цели служит и масштабно раскручиваемая религиозная истерия, когда орды мракобесов брошены на восстановление серьезно подорванного за годы Советской власти невежества.

Марксизм учит, что законы науки, будь то природные или общественные, — ключ к пониманию любых процессов, ключ к обузданию разрушительного воздействия слепых сил, ключ к подчинению этих сил и превращению их в покорных слуг человека. Человек способен не только познать законы, но и опираться на них в собственном созидании, применять и использовать их в собственных интересах. Чем полнее люди познают законы, чем глубже освоят их, тем глубже и полнее обратят слепые силы себе на пользу. Говоря словами Сталина:

«Марксизм понимает законы науки, — все равно идет ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии, — как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить их. Тем более они не могут сформировать или создавать новые законы науки» («Экономические проблемы социализма в СССР»).

При этом следует сущностная оговорка, что нельзя смешивать

«…законы науки, отражающие объективные процессы в природе и обществе, происходящие независимо от воли людей, с теми законами, которые издаются правительствами, создаются по воле людей и имеют лишь юридическую силу».

Эта оговорка особенно важна в наше время, когда всевозможные политические проходимцы обманывают массы людей заверениями, что они способны установить якобы такие законы, которые выведут общество из упадка, а население приведут к благополучию. Чушь, ибо при сохранении буржуазных отношений собственности никакие юридические законы не устранят ни безработицу, ни нищету, ни неравенство, ни кризисы и т.д. Это все свойственно капитализму, объективно присуще ему, т.е. является законом его жизни, не зависящим от желания и воли людей. Потому все заверения политиков, президентов, премьеров, депутатов или членов буржуазных партий, есть заведомая ложь, рассчитанная на доверчивость и неграмотность простого обывателя. Конечно, юридические законы способны активно влиять на жизнь общества. Они могут помогать людям в улучшении их жизни, но… лишь когда строго согласуются с объективными законами развития общества и опираются на них. В противном случае, если предлагаемые введения вступают с объективными законами в противоречие, то те, продолжают действовать, как демонические повелители, насильственно, слепо, разрушительно, до тех пор, пока действия людей не будут приведены в согласование с ними.

Именно здесь кроется объяснение большинства нынешних экономических, политических, социальных конфликтов, бед. Именно на основе этого уже сейчас можно с уверенностью предсказать неминуемый провал всех усилий сегодняшних руководителей капитализма — обам и меркелей. Не менее уверенно можно предсказать и продолжение дальнейшего ухудшения состояния дел в мировой рыночной экономике. Сегодня уже многие это осознают, хотя не знают и не понимают причин происходящего. Оттого-то, в туманной надежде хоть на какое-то улучшение, на какой-то прогресс, и бросаются то к одному политическому прохвосту, то к другому, зачастую, даже разумея всю бессмысленность этого. Вот здесь и необходимо обратиться к марксизму с позиций открытых им законов. Марксистская система законов общественного развития позволяет производить глубочайшие исследования в любых вопросах жизни людей, предвидеть ход развития, делать обоснованные выводы и со знанием дела принимать необходимые практические решения. Она делает людей способными активно и максимально плодотворно созидать собственное бытие, не плестись в хвосте случайных обстоятельств и не тыкаться слепо в поисках нужных решений, но осознанно, с максимальной полезностью и эффективностью управлять всем процессом общественного созидания.

Поскольку общественные законы имеют свою специфику проявления и действия, то приведем некоторые систематизирующие выводы, которые позволят со знанием дела подойти к их пониманию и возможности использования. Они выведены классиками марксизма, упорядочены Сталиным и проверены практикой победы над фашизмом:

— законы обществоведения преходящи и зависят от конкретных условий состояния общества, прежде всего отношений между людьми в процессе производства и обмена результатами труда;

— законы обществоведения не уничтожаются и не создаются, а теряют силу или вступают в силу при изменении условий существующих в обществе;

— законы обществоведения поддаются познанию, а с тем и возможности использования в практической деятельности людей;

— познанные законы обществоведения дают возможность не только отобразить существующую действительность, но и позволяют предвидеть и прогнозировать будущее, определять главные направления грядущих изменений, т.е. сознательно устремлять общественное созидание в прогрессивную перспективу и осуществлять эффективное, научно обосновываемое управление ходом общественной жизни;

— законы обществоведения действуют комплексно, в единстве, что затрудняет возможность их практического использования, требуя тщательного анализа и учета одновременно многих составляющих (недоучет или выпадение даже одной из них способно привести к провалу всего дела);

— применение и использование законов обществоведения происходит в условиях противостояния различных общественных групп, вызванного многообразностью существующих в обществе интересов, представлений, индивидуальных склонностей, что ведет к конфронтациям и противоборствам между ними. Особо сильное сопротивление оказывают отживающие силы общества, интересы которых задевает действие закона. Поэтому в обществе непременно должна найтись сила, общественная сила, способная преодолеть все сопротивления.

Естественно, важнейшим законом, дающим понимание и объяснение всем, ныне происходящим в капиталистическом обществе процессам, является открытый Марксом общий, т.е. определяющий все развитие человеческого общества, Закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил.

Общественное производство имеет две неразрывно связанные между собой стороны: производительные силы и производственные отношения. Обе эти стороны всегда находятся в единстве, поскольку люди не могут привести в действие средства производства, не вступая при этом в определенные производственные отношения. В то же время они являются разными сторонами производства, отличаются друг от друга и по своему значению в производстве, и по характеру своего развития, и по своей роли в жизни общества. Наиболее подвижным элементом и ведущей стороной развития производства являются производительные силы, т.е. орудия труда, техника, развитие которых объективно, ибо люди всегда будут улучшать орудия производства, не думая о том, к какому перевороту в производстве это может привести. Таким образом, все развитие производства всегда обусловливается и начинается с совершенствования орудий производства, т.е. производительных сил. Однако и производственные отношения, т.е. отношения людей как друг к другу, так и к производству в его процессе, не являются пассивным элементом производства, а оказывают на его развитие самое активное воздействие. Они способны либо ускорить это развитие, в случае их гармоничного соединения с производительными силами, либо замедлить, в случае возникновения между ними противоречий. Поэтому постоянное поддержание необходимого соответствия между производительными силами и производственными отношениями есть то непременнейшее условие, при котором обеспечивается прогрессивное развитие и самого производства, и человеческого общества в целом. Череда смен общественных формаций, исторический ход их диалектического возникновения, становления, развития и гибели наглядно указывают, что фактически это есть общий Закон для всего общественного развития. Ибо именно необходимость привести в соответствие устаревающие производственные отношения с новыми производительными силами всегда формирует, организовывает и приводит в движение все рвущиеся к прогрессу силы, бросает их против отсталости, двигая тем вперед развитие человечества.

В заключение, предложим читателю, который хочет искренне и грамотно разобраться в происходящем, сопоставить приведенные рассуждения, построенные на строгих и логичных научных положениях марксизма, с пустозвонством «объяснений» наших нынешних буржуазных экономико-политических «авторитетов», будь то в силу простого непонимания от невежества, или классового интереса, или банальной продажности, но основными способами «доказывания» для которых остаются примитивная ложь, грубые подтасовки, наглые извращения и воинственное горлохватство. На сегодняшний день единственно марксизм является той до конца научной теорией, которая позволяет не только разобраться во всем многообразии происходящих событий, но и осуществлять осмысленное воздействие на них. Поэтому люди, отрицающие марксизм, отказывающиеся от марксистской науки, лишают тем самым себя возможности правильно ориентироваться в стремительно развивающихся и изменяющихся ситуациях современной жизни, предвидеть ход их развития, активно воздействовать на них. Эти люди плетутся в хвосте событий, являются их рабами, а потому не способны к какому-либо серьезному созидательному творчеству. С другой стороны, люди познавшие марксизм, овладевшие им, не тычутся слепо в лабиринтах непонятных событий, а с полным пониманием дела, грамотно и активно созидают жизнь, действуют дальновидно, целеустремленно, расчетливо, максимально эффективно и полезно. В интересах общества и людей.

Владимир НОВАК

Источник

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вопросы теории и практики марксизма. Добавьте в закладки постоянную ссылку.